Тема духовного обнищания общества в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей отражена тема духовного обнищания. К таким произведениям можно отнести комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», повесть Н.В. Гоголя «Портрет».

Авторы обличают в своих произведениях общественные пороки. А.С. Грибоедов показывает, что представители «фамусовского общества» стремятся к обретению высокого положения в обществе, к получению чинов и к материальному достатку. Описывая как московский, так и ершалаимский миры, М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» демонстрирует, что москвичи 30-х годов, как и жители Ершалаима, стремятся к материальным ценностям, к высокому положению в обществе и к власти. В повести Н.В. Гоголя показано, что люди думают о славе и обретении материального богатства.

Во всех трех произведениях показано, что ради материальных ценностей и положения в обществе люди готовы пойти по головам других, что они готовы на все, чтобы достичь корыстных целей. Молчалин пользуется любовным чувством Софьи к нему для того, чтобы добиться продвижения по карьерной лестнице. Иуда предает Иешуа Га-Ноцри ради 30 сребренников, а Алоизий Могарыч предает Мастера, чтобы получить его комнату. В обществе, описанном Н.В. Гоголем, люди очень бедны, а ростовщики делают на этом деньги, заставляя бедных людей закладывать свои вещи под огромные проценты; Чартков фактически продает свою душу дьяволу за славу и за материальную обеспеченность.


Духовное обнищание, описанное в «Горе от ума», «Мастере и Маргарите» и «Портрете», проявляется в том, что основные черты типичных представителей общества – это пороки, а нравственностью обладают лишь немногие. В грибоедовской комедии выделяется лишь Чацкий, который выступает за то, чтобы человека оценивали по его личностным качествам, а не по социальному положению и материальному достатку. В булгаковском романе среди порочных людей выделяются Мастер, Маргарита и Иешуа Га-Ноцри, даже Воланд и его свита более нравственны, чем жители Москвы 30-х годов. В гоголевской повести выделяются лишь отец художника Б., который раскаялся в своем грехе, и «прежний товарищ» Чарткова, создавший настоящее произведение искусства, не гонясь за славой и деньгами.

А.С. Грибоедов, М.А. Булгаков и Н.В. Гоголь показывают, что большинство людей имеют только пороки, они забыли о нравственных ценностях или даже никогда не жили в соответствии с ними. Молчалин готов прислуживать и пресмыкаться перед теми, кто находится выше него по социальной лестнице; Фамусов, узнав о том, что Софья влюблена в Молчалина, в первую очередь думает о том, что будут думать окружающие люди, а не о том, что чувствует его дочь, которую обманул Молчалин. Жители Москвы 30-х годов, пороки которых обличают Воланд и его свита, пользуются своим служебным положением, берут и дают взятки, предают их, лгут, лицемерят и жадничают. Чартков, из которого мог получить прекрасный художник, получив славу, начинает рисовать «портретики за деньги», не стремясь к созданию настоящих произведений искусств. Ни «фамусовское общество», ни типичные москвичи 30-х годов, ни общество, в котором царствуют ростовщики и Чартковы, не знает, что такое любовь, дружба, бескорыстная деятельность и другие нравственные ценности.

Роман «Мастер и Маргарита» и повесть «Портрет» схожи также тем, что в них поднимается тема творчества, продажность которого также является признаком духовного обнищания. М.А. Булгаков показывает, что по-настоящему талантливых писателей никто не ценит, их выживает сталинская система, что члены литературной организации МАССОЛИТ пишут только те произведения, которые нужны и не противоречат власти. Н.В. Гоголь показывает, что Чартков забывает о том, что такое истинное искусство, в чем заключается предназначение художника, и обращает внимание только на славу и материальные богатства.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема человеческого достоинства в русской литературе
  • Мотив бесчеловечности войны в русской литературе
  • Картины военного времени в русской литературе
  • Тема социальной несправедливости в русской литературе