Тема (образ) города в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к теме города. Данная тема находит отражение в стихотворении С.А. Есенина «Сорокоуст», в стихотворении А.А. Блока «Как тяжко мертвецу среди людей» и в стихотворении В.В. Маяковского «Адище города».

С.А. Есенин, изображая в своем стихотворении, как за поездом скачет жеребенок, довольно метафорично передал конфликт между уходящей патриархальной деревней и новым «железным» городом. Автор выражает мысль о том, что живой жеребенок никогда не сможет догнать железный поезд. Получается, что конфликт разрешается в сторону поезда с «железным брюхом» и «лапами чугунными». Лирический герой задается вопросом: неужели «красногривый жеребенок» с «тонкими ногами» не знает, что «живых коней победила стальная конница»? Лирический герой утверждает, что времена изменились: теперь за «кожу и мясо» коней, которых раньше ценили и берегли, покупают паровоз. С.А. Есенин различными средствами показывает свое отношение к происходящему: он находится на стороне живого жеребенка, символизирующего деревенскую жизнь, которую он высоко ценил, он против бесчувственного железного поезда. О том, что автор негативно относится к городу, говорят и следующие строки стихотворения: «Трубит, трубит погибельный рог!»; «Никуда вам не скрыться от гибели, // Никуда не уйти от врага».


А.А. Блок в своем стихотворении называет городского жителя мертвецом, которому тяжело, но необходимо, находясь в обществе, «живым и страстным притворяться». Поэт описывает образ жизни городского человека: «мертвец встает из гроба», идет на работу, где «весь день трудится», вечером, одевшись в «изящный фрак», он посещает дом «хозяйки-дуры» и «супруга-дурака», где он танцует с NN, которая в него влюблена. В стихотворении подчеркивается, что все действия «мертвец» выполняет не из собственного желания, а для того, чтобы не выделяться среди живых людей. Ни работа, ни развлечения не приносят «мертвецу» удовольствия, они становятся неотъемлемой частью его существования лишь потому, что ему «надо в общество втираться», лишь потому, что «живым, живым казаться должен он». А.А. Блок, сравнивая городских жителей с мертвецами, выражает мысль о том, что человек, живущий в городе, не живет, а всего лишь существует. Обыденная жизнь городского жителя, по мнению автора, не может принести человеку истинного счастья. В стихотворении видно негативное отношение поэта к городу, где люди становятся мертвецами без сердца и души, без собственных желаний и стремлений.

Уже в названии стихотворения В.В. Маяковского прослеживается негативное отношение к городу. Лирический герой говорит о том, что «адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки». Город метафорично сравнивается с адом. Трамваи, небоскребы, поезда, аэропланы, автомобили – все эти образы изображаются как нечто ужасное. Автомобили, которые «над самым ухом взрывали гудки», сравниваются с «рыжими дьяволами». Аэропланы становятся причиной ранения солнца, у которого «вытекал глаз». Являющемуся олицетворением всех людей «сбитому старикашке», который «шарил очки» посреди улицы, нет места в городе. Технический прогресс, с которым связан образ города, опасен для человека. Автор подчеркивает, что город недружелюбен по отношению к человеку, что он негативно воздействует на него.

Таким образом, в стихотворениях «Сорокоуст», «Как тяжко мертвецу среди людей» и «Адище города» раскрывается образ города как того, что отрицательно воздействует на человека, кардинальным образом меняя его образ жизни и мировоззрение. Авторы всех трех лирических произведений выражают негативное отношение к городу.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема власти в произведениях русских поэтов
  • Тема войны и мира в произведениях русских поэтов
  • Тема времени в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) демона в произведениях русских поэтов