Тема греха и потояния в русской литературе


Во многих художественных произведениях отечественных писателей отразилась тема греха и покаяния. К таким произведениям относятся роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», рассказ А.П. Чехова «Студент» и поэма М.Ю. Лермонтова «Демон».

Тема греха и покаяния в романе «Преступление и наказание» в первую очередь связана с образом Сонечки Мармеладовой. Героиня совершает грех: идет по «желтому билету». Однако делает это она не из-за порочности и безнравственности, а из искреннего желания помочь своей семье в материальном плане. Сонечка Мармеладова – верующая девушка, которая раскаивается в совершаемом грехе, от которого она, к ее сожалению, не может отказаться из-за трудной жизненной ситуации, в которой оказалась ее семья. Героиня глубоко верит в Бога, она верит в то, что он поможет ей. То, что Соня Мармеладова обладает способностью к милосердию, состраданию и самопожертвованию, говорит о том, что она живет в соответствии с христианской заповедью «Возлюби ближнего своего». Образ Сонечки Мармеладовой отсылает читателя к Евангелию от Иоанна, в 8 главе которого говорится о том, что Иисус сказал женщине, совершившей грех прелюбодеяния, такие слова: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Здесь выражается авторская позиция: тот человек, который осознал и покаялся в своем грехе, заслуживает прощение Бога. На эту мысль указывает не только образ Сони Мармеладовой, но и образ Родиона Раскольникова, который, по мнению Ф.М. Достоевского, может переродиться, если раскается в своем грехе и обратится к Богу.


В рассказе «Студент» автор обращает особое внимание на то, что Иван Великопольский, являющийся студентом духовной академии и сыном дьячка, возвращается с охоты в страстную пятницу, то есть в тот день, когда по религиозным соображениям охотиться нельзя. То, что он совершил грех, Иван Великопольский понимает только тогда, когда останавливается погреться у костра, который напоминает ему евангельскую историю о том, как апостол Петр предал Иисуса и также грел руки у костра. Обращение к евангельской истории, повествующей о том, что Иисус простил раскаявшегося в своем грехе апостола Петра, уже выражает авторскую позицию: тот, кто раскаялся в грехе, получает божественное прощение и заслуживает шанс на возрождение. Данная мысль раскрывается и через демонстрацию изменений, произошедших с Иваном Великопольским. Осознав свою греховность и раскаявшись в ней, студент приходит к вере и к Богу, переходя от жизни материальной к жизни духовной.

В поэме «Демон» показано, что Тамара против своей воли совершает грех: она отдалась любовному чувству к Демону, противиться которому она просто не могла. Еще до совершения греха Тамара пыталась противиться искушениям Демона: она приняла решение отправиться в монастырь, чтобы защитить себя от «духа лукавого», не желая становиться «жертвой злой отравы». Автор показывает, что Тамара не хотела противиться Богу, не хотела совершать против него преступление. Уже после совершения греха, который повлек к ее смерти, Тамара перестала находиться в сомнениях, она болезненно воспринимала то, что ей пришлось совершить грех, она полностью осознала необходимость верности Богу. Именно благодаря тому, что Тамара раскаялась в совершенном грехе, перед ней открылся вход в рай и она получила божественное прощение.

Таким образом, и в «Преступлении и наказании», и в «Студенте», и в «Демоне» выражается мысль о том, что человек, совершивший грех и раскаявшийся в нем, заслуживает прощение, так как осознать и раскаяться в грехе может только сильный духом человек.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Говорящие имена и фамилии в русской литературе
  • Собирательный образ провинциального города в русской литературе
  • Историческая тема в русской литературе
  • Тема народного бунта в русской литературе