Тема искусства в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к теме искусства. Данная тема находит отражение в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк», в стихотворении А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую» и в стихотворении Б.Л. Пастернака «Определение поэзии».

Несмотря на то что А.С. Пушкин обращается в своем стихотворении «Пророк» к образу поэта, авторские размышления можно рассматривать в контексте всего искусства. Творцы – это люди, «духовной жаждою томимые». В стихотворении ярко выражена мысль о божественном предназначении людей искусства: поэтом-пророком лирический герой становится при помощи «шестикрылого серафима», а после лирический герой слышит голос самого Бога. Подчеркивая, что поэт выполняет божественную волю, А.С. Пушкин указывает на то, что быть человеком искусства – это призвание, которое дано далеко не каждому человеку, которое, наоборот, дано только избранным. Обращение Бога к лирическому герою «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, // Исполнись волею моей, // И, обходя моря и земли, // Глаголом жги сердца людей» указывает на предназначение поэта и любого другого человека искусства: воздействовать на «сердца людей».

А.А. Фет в своем стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую» выражает собственное понимание «признака и венца» «избранного певца». Он считает, что «певец», под которым читатель может понимать любого творца, владеет следующими возможностями: «Тоскливый сон прервать единым звуком, // Упиться вдруг неведомым, родным, // Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, // Чужое вмиг почувствовать своим, // Шепнуть о том, пред чем язык немеет, // Усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении выражается мысль о том, что человек искусства имеет такими возможностями, которыми не владеет обычный человек.


Б.Л. Пастернак в своем стихотворении «Определение поэзии» внимание уделяет собственному пониманию того, что такое поэзия, однако рассуждения автора относительно поэзии затрагивают и искусство в целом. Поэзии, по мнению Б.Л. Пастернака, невозможно дать точное определение, ее невозможно описать несколькими словами, так как она включает в себя многообразные образы: и звуки («круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «с пультов и с флейт – Figaro»), и запахи («сладкий заглохший горох»), и явления природы («ночь, леденящая лист», «двух соловьев поединок»), и другое. Автор подчеркивается, что искусство – это отображение реального мира со всеми его особенностями и мельчайшими деталями. В стихотворении выражается мысль о том, что в искусстве не может не отражаться реальная действительность. Б.Л. Пастернак указывает на то, что только человек искусства сможет почувствовать «слезы вселенной в лопатках», «звезду донести до садка». В этом заключается особенность творца, его отличие от окружающих людей, не способных заглянуть во вселенную и понять ее.

Несмотря на совершенно разные приемы, используемые для раскрытия темы искусства, А.С. Пушкин, А.А. Фет и Б.Л. Пастернак подчеркивают необыкновенность искусства, которое предназначено для воздействия на человеческие души. Авторы указывают на индивидуальность людей искусства, которые владеют такими способностями, которыми не владеют окружающие люди.

Но все же позиция А.А. Фета отличается от позиций А.С. Пушкина и Б.Л. Пастернака: если в стихотворении «Определении поэзии» указано, что искусство не может не отражать реальную действительность, а в стихотворении «Пророк» продемонстрировано исполнение пророком божественной воли «глаголом жечь сердца людей», что представляет собой поднятие актуальных и остросоциальных тем и проблем в своих произведениях, то А.А. Фет как представитель «чистого искусства» считал, что поэзия не должна отражать грубую действительность.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема жизни и смерти в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) зимы в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) креста в произведениях русских поэтов
  • Тема крестьянства в произведениях русских поэтов