Тема (образ) метели в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к образу метели. Данный образ наблюдается в стихотворении И.А. Бунина «Метель», в стихотворении К.Д. Бальмонта «Зима» и в стихотворении С.А. Есенина «Метель».

В стихотворении И.А. Бунина с помощью образа метели рисуется зимняя картина. Лирический герой отмечает, что «ночью в полях, под напевы метели» «дремлют, качаясь, березки и ели» и «тихо разносится скрип колыбели». Отмечается также, что под «песни метели» спят села. Автор использует прием олицетворения: метель живая, так как она умеет петь. Метель в стихотворении представлена как верный спутник Мороза, на которого лирический герой обращает особое внимание, так как он «бродит в туманном сиянье», «смотрит в безмолвные избы» и «бродит на погосте глухом». Образ Мороза в свою очередь символизирует зиму, а значит, что метель – это спутник самой зимы.

В стихотворении К.Д. Бальмонта метель также используется для демонстрации зимы. Метель ставится наряду с «пушисто-белыми снегами» и «звонким ключом», которых находится «у Зимы в плену». Метель олицетворена: она «поет, рыдая». Образ метели помогает автору не только в звуковом изображении зимы, но и в цветовом, так как метель подчеркивает белизну описываемых зимних картин. В стихотворении Зима со всеми ее атрибутами, включая и метель, противопоставлена Весне. Лирический герой отмечает, что в зимнее время «как будто навсегда простился мир с Весной, // с ее цветками и листками». Однако Зима у К.Д. Бальмонта не становится отрицательным персонажем, автор указывает на то, что и весна, и зима – отличные времена года. На это указывает то, что Весна «пошла бродить в чужих краях», чтобы там люди, видя во снах, как они «лежат в снегах» и «вьюгу слушают как пенье», успевали соскучиться по зиме.


Совершенно по-другому представлен образ метели в стихотворении С.А. Есенина. Лирический герой, который осознает, что он никогда не сможет поладить с самим собой, чувствует приближение смерти. И пейзажные зарисовки помогают автору продемонстрировать понимание лирическим героем этой приближающейся смерти: сама метель, а также «холодный, ледяной туман», при котором «не разберешь, где даль, где близь», «протяжный ветр», который «рыдает», отсутствие на небе луны. Метель олицетворяется: она «визжит». Лирический герой сравнивает звуки, издаваемые метелью, с визгом кабана, которого собрались зарезать. Такое необычное сравнение помогает подчеркнуть трагический характер стихотворения, в котором лирический герой не может найти покой и предчувствует смерть. С.А. Есенин неслучайно называет свое стихотворение «Метель»: речь идет не столько о природном явлении, которое в свою очередь выполняет символическую функцию, сколько о «метели» в душе лирического героя.

Как видим, стихотворения И.А. Бунина и К.Д. Бальмонта схожи между собой. Метель в них помогает продемонстрировать такое время года, как зима. В бунинской «Метели» и бальмонтовской «Зиме» метель представлена как атрибут зимы, ее спутник. У С.А. Есенина метель представлена в большей степени как символический образ.

Во всех представленных стихотворениях метель олицетворена. Причем все три автора обращают внимание на звуки, которые издает метель. И если у И.А. Бунина и К.Д. Бальмонта метель поет, то у С.А. Есенина – визжит, словно кабан. Такие разные звуковые аспекты помогают продемонстрировать настроение стихотворений: если в бунинском и бальмонтовском стихотворениях зима, атрибутом которой является метель, представлена в весьма положительном ключе, то в есенинском стихотворении метель символизирует внутренние терзания лирического героя и является одним из тех природных явлений, которые становятся предвестниками смерти.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема (образ) лета в произведениях русских поэтов
  • Тема любви в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) матери в произведениях русских поэтов
  • Тема мечты и реальности в произведениях русских поэтов