Тема (образ) моря в произведениях русских поэтов


Русские поэты нередко в своих лирических произведениях обращались к образу моря. Данный образ наблюдается в стихотворениях «Море» В.А. Жуковского «Море», «К морю» А.С. Пушкина и «Как хорошо ты, о море ночное» Ф.И. Тютчева.

В «Море» В.А. Жуковского показано, что лирический герой дает морю следующие характеристики: «безмолвное» и «лазурное». Автор использует прием олицетворения («Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, // Тревожною думой наполнено ты»), чтобы с помощью образа моря продемонстрировать сущность человеческой жизни. Море становится своеобразным олицетворением жизненного пути человека. Когда все спокойно, море «таинственной, сладостной полное жизни», «чисто в присутствии чистом» неба, «льется его светозарной лазурью», «вечерним и утренним светом горит, ласкает его облака золотые и радостно блещет звездами его». Когда же темные тучи пытаются отобрать у моря небо, оно «бьется», «воет», «волны подъемлет», «рвет и терзает враждебную мглу». Здесь показано, что человек на протяжении всей своей жизни стремится к мечте, к свободе, а когда на его пути появляются препятствия, он делает все возможное, чтобы их преодолеть. Стихотворение В.А. Жуковского, где море стало центральным образом, носит философский характер.

В стихотворении «К морю» слышен голос самого А.С. Пушкина: он прощается с морем, которое радовало его, когда он находился в Южной ссылке. Вспоминая все то, что связано с морем, лирический герой выражает свою любовь к нему. Лирическому герою трудно прощаться с морем, которое стало для него своеобразным другом: «Как друга ропот заунывный, // Как зов его в прощальный час, // Твой грустный шум, твой шум призывный // Услышал я в последний раз». Море стало для поэта символом свободы. Лирический герой обращается к морю так: «Прощай, свободная стихия! // В последний раз передо мной // Ты катишь волны голубые // И блещешь гордою красой». Стихотворение «К морю», где образ море становится символом свободы, отличается своим гражданским звучанием.


В стихотворении Ф.И. Тютчева показано, что лирический герой восторгается морем: «Как хорошо ты, о море ночное», «Как хорошо, ты в безлюдье ночном!», «Зыбь ты великая, зыбь ты морская». Лирический герой подчеркивает, что море живое: оно «ходит, и дышит, и блещет». Море становится символом свободы («вольный простор») и гармонии («Чей это праздник так празднуешь ты?»). От восторга морем лирический герой переходит к мыслям о том, что он не может найти ту свободу и ту гармонию, которые свойственны морю. Он стремится слиться с морем и обрести свободу и гармонию, к которым он стремится: «В этом волнении, в этом сиянье, // Весь, как во сне, я потерян стою – // О, как охотно бы в их обаянье // Всю потопил бы я душу свою…».

Таким образом, В.А. Жуковскому, А.С. Пушкину и Ф.И. Тютчеву образ моря помогает выразить их философские мысли. Все поэты используют образ моря для символического изображения чувств человека и жизни в целом. И если в стихотворении «Море» и «Как хорошо ты, о море ночное» четко прослеживается философская проблематика, то в пушкинском «К морю» на первый план выходит гражданская проблематика, так как поэт, отягченный Южной ссылкой, воспринимал море как символ свободы, нужной не только для него самого, но и для всей России.

Во всех трех стихотворениях море изображено живым: оно дышит, совершает определенные действия и ведет себя, как человек. Здесь наблюдается проблема взаимосвязи человека и природы, которая наиболее яркое отражение находит в стихотворении Ф.И. Тютчева, где лирический герой стремится слиться воедино с морем.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема (образ) Москвы в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) ночи в произведениях русских поэтов
  • Тема одиночества в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) осени в произведениях русских поэтов