Тема (образ) ночи в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к образу ночи. Данный образ наблюдается в стихотворениях «День и ночь» Ф.И. Тютчева, «В огромном городе моем ночь» М.И. Цветаевой, «В ночи, когда уснет тревога» А.А. Блока.

В стихотворении Ф.И. Тютчева ярко прослеживается прием антитезы: день противопоставляется ночи. На первый взгляд кажется, будто автор рисует день как положительного персонажа, а ночь – как отрицательного персонажа, поскольку дню даются характеристики «блистательный покров», «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье», «друг человеков и богов», а с образом ночи связано обнаженная бездна со «страхами и мглами». Но авторское понимание намного глубже. Лирический герой выражает привычное отношение людей к ночи: «Вот отчего нам ночь страшна!». Однако в самом стихотворении показано, что ночь на самом деле не страшна. День – это «блистательный покров», который наброшен по воли богов на «бездну безымянную», получается, что день – это единственное, что останавливает человека ощутить свое родство с Хаосом. Лирический герой подчеркивает, что когда меркнет день и наступает ночь, «сей блистательный покров» «отбрасывается прочь». Получается, то, что было скрыто от человека днем, становится видимым. Метафорично поэт изображает день как обман, а ночь – как истину.


В стихотворении М.И. Цветаевой показано, как лирическая героиня выходит из «дома сонного» и идет «прочь» – гулять по ночному городу. Лирическая героиня не ощущает себя как часть обыденной жизни, она будто находится во сне, для которого и отведена ночь: «Друзья, поймите, что я вам – снюсь». Лирическая героиня отмечает, что по городу идет не она сама, а всего лишь ее тень: «И тень вот эта, а меня – нет». М.И. Цветаева показывает, что лирическая героиня приходит к мыслям о собственном одиночестве как раз ночью. Для нее ночь является важным эпизодом в жизни, если все остальные люди думают «жена, дочь», то она думает – «ночь». Ночь становится для лирической героини временем, когда можно открыть тайну, которая скрыта днем. Именно ночью, как утверждается в стихотворении, можно заниматься познанием себя и жизни в целом. Именно поэтому лирическая героиня просит освободить ее от «дневных уз»: она хочет всегда оставаться в ночи, чтобы познавать окружающий мир и саму себя.

В стихотворении А.А. Блока ночь описывается как время, когда засыпает тревога. Автор показывает, что именно ночью, когда «город скрывается во мгле», лирический герой осознает, «сколько музыки у бога, // какие звуки на земле». Именно ночью лирический герой приходит к выводу о том, что «буря жизни» на самом деле ничтожна, по сравнению с данной человеку возможностью жить и видеть красоту природы. А.А. Блок показывает, что все те проблемы, которые днем волнуют душу человека, ночью отпускают его, они уже не кажутся ему такими серьезными, какими казались днем. Именно ночью, как показывает автор, человек осознает значение собственной жизни. В стихотворении выражена мысль о том, что ночь – это время для размышлений, время для прихода к истине.

Таким образом, и Ф.И. Тютчев, и М.И. Цветаева, и А.А. Блок помещают образ ночи в свои лирические произведения на философские темы. В стихотворениях «День и ночь» и «В огромном городе моем ночь» явно и неявно – в стихотворении «В ночи, когда уснет тревога» ночь противопоставляется дню. Именно ночью, как показывают поэты, лирические герои задумываются над философскими вопросами, получают возможность прийти к правде. Ночь во всех трех стихотворениях представлена как время для нахождения истины.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема (образ) Москвы в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) моря в произведениях русских поэтов
  • Тема одиночества в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) осени в произведениях русских поэтов