Тема обновления жизни в произведениях отечественной литературы второй половины ХХ – начала ХХI в.


В отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI вв. наблюдается обращение к теме обновления жизни. Данная тема находит отражение в повести Д.И. Рубиной «Когда же пойдет снег?» и в рассказе Л.Е. Улицкой «Бумажная победа».

В повести Д.И. Рубиной «Когда же пойдет снег?» продемонстрировано обновление жизни главной героини – пятнадцатилетней девочки Нины. Автор показывает, что девочка, у которой наблюдается переходный возраст, которая недавно потеряла свою маму, сталкивается с еще одной, как ей кажется, несправедливостью: отец, который так сильно любил маму, после ее смерти решает жениться на другой женщине. Нина воспринимает решение отца как предательство, она считает, что он предал не только маму, память о которой не должна была утихать, но и всю семью, включая ее. Максим, старший брат Нины, говорит ей о том, что у нее «возраст обвиняющий», что ей нужно стать милосерднее, что у нее должно «сердце поумнеть».


И Д.И. Рубина, демонстрируя, что Нина смотрит на окружающий мир и на сложившиеся ситуации однобоко, согласна с мыслями ее старшего брата. Случайное знакомство с Борисом, рассказавшим ей историю любви своей бабушки, которая семь лет ждала мужа с войны, но смогла с ним прожить только семь месяцев, после чего его убили; нахождение в больнице и подготовка к сложной операции; смерть одной из пациенток больницы; информация о том, что у ее умершей матери была тайная любовь, – все это заставляет Нину по-другому посмотреть на жизнь. Она прощает и отца, и его новую возлюбленную, она становится милосерднее. Происходит обновление жизни: Нина становится старше и мудрее, она уже по-новому смотрит на окружающую действительность.

В рассказе Л.Е. Улицкой «Бумажная победа» продемонстрированы изменения, произошедшие с Геней Пираплетчиковым. Из-за «нелепой» фамилии, которая считалась им за унижение, из-за «странной, прыгающей походки», из-за постоянного заложенного носа, который заставлял его дышать ртом и часто облизывать пересыхающие губы, из-за того что из школы его забирала бабушка, ведшая его за руку, из-за отсутствия отца Геня ощущал себя дискомфортно в обществе.

Автор показывает, что из-за своих комплексов мальчик не может найти общий язык с другими ребятами, из-за чего он чувствует себя несчастным человеком. Но обновление жизни происходит в день рождения героя: приглашенные мамой ребята восхищаются талантом Гени, который с легкостью складывал из бумаги фанты для гостей. Автор показывает, что даже самые задиристые ребята начинают относиться к Гене с уважением. Особый талант Гени, которому «сам он не придавал никакого значения», сближает героя с другими детьми, помогает ему понять, что на самом деле они «совершенно не злые», помогает избавиться от ощущения ненужности и одиночества. На то, чего он раньше стыдился, Геня перестал обращать внимание, рядом с понявшими его ребятами Геня «не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды». Жизнь героя по-настоящему обновилась: до этого несчастный мальчик теперь почувствовал себя счастливым.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема совести в отечественной литературе XX – начала XXI в.
  • Мир ребёнка в прозе одного из писателей XX – начала XXI в.
  • Тема ответственности человека перед обществом в отечественной литературе второй половины XX – начала XXI в.
  • Тема служения добру в произведениях отечественной прозы второй половины ХХ – начала ХХI в.