Тема поэта и поэзии в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращаются к теме поэта и поэзии. Данная тема находит отражение в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк», в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Поэт» и в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче».

В стихотворении А.С. Пушкина используется прием антитезы: человек до становления пророком противопоставляется поэту-пророку. Автор подчеркивает божественное предназначение поэта: пророком лирического героя делает «шестикрылый серафим», который касается зениц, ушей и уст лирического героя, в результате чего он получает следующие способности: «Отверзлись вещие зеницы», «И внял я неба содроганье, // И горний ангелов полет <…>», «И жало мудрые змеи // В уста <…> вложил». Показывая разницу между поэтом и не поэтом, А.С. Пушкин указывает на то, что до появления «шестикрылого серафима» лирический герой имел «грешный», «празднословный и лукавый» язык, а уже после он получил возможность «глаголом жечь сердца людей». Божественное предназначение подчеркивается также тем, что к лирическому герою взывает голос самого Бога: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, // Исполнись волею моей». А.С. Пушкин утверждает, что поэты, воздействуя на души людей своими стихотворениями, выполняют волю Бога.

М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении использует прием сравнения: поэт сравнивается с кинжалом. Автор показывает, что как кинжал, будучи опасным оружием, перестал выполнять свое предназначение, лежа «заброшенный в походной лавке армянина», так и поэт, предназначение которого воздействовать на сердца окружающих людей, поднимая важные и актуальные проблемы, утратил свое предназначение в современном М.Ю. Лермонтову обществе, так как поэты в этот «век изнеженный» «на злато променяли ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье». Автор выражает свое понимание поэтического предназначения: «воспламенять», быть «нужным толпе», звучать «во дни торжеств и бед народных». Называя истинного поэта пророком, а его стихи сравнивая с «божьим духом», М.Ю. Лермонтов также подчеркивает божественное предназначение поэта. Автор призывает «осмеянного пророка» «проснуться» и выполнять свое истинное предназначение.


В стихотворении В.В. Маяковского изображена встреча поэта и солнца. Автор выражает мысль о том, что работа поэта также трудна, как и работа солнца. Объединяет поэта и солнце их общий лозунг: «Светить всегда, // светить везде, // до дней последний донца, // светить – // и никаких гвоздей!». Метафорично В.В. Маяковский выразил свое понимание поэтического предназначения: поэт должен освещать окружающую действительность, превносить в нее краски, наполнять жизнь окружающих людей смыслом.

Существенное различие стихотворений «Пророк» и «Поэт» от стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче» заключается в том, что А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов утверждают божественное предназначение поэта, а В.В. Маяковский, сначала показывая, как лирический герой спорит и даже упрекает солнце, а затем демонстрируя равенство поэта и солнца, по сути отрицает божественное предназначение поэта.

Несмотря на то что А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и В.В. Маяковский используют разные приемы при раскрытии темы поэта и поэзии, их объединяют философские мысли об особом месте поэта в обществе, об огромном значении поэзии в жизни всего общества. Быть поэтом тяжело, путь его тернист, однако, как отмечают авторы, поэт обязан выполнять свое предназначение: воздействовать с помощью своих поэтических произведений на души окружающих людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема (образ) памятника в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) Петербурга в произведениях русских поэтов
  • Тема природы в произведениях русских поэтов
  • Тема разлуки и встречи в произведениях русских поэтов