Тема поэтического вдохновения в творчестве Пастернака


Б.Л. Пастернак, во многих стихотворениях обращаясь к обширной теме поэта и поэзии, демонстрирует, что может послужить вдохновением для творца-поэта.

В знаменитом стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать» показано, что «достать чернил» лирический герой хочет в результате наблюдений за февралем, который заставляет его «плакать». Лирический герой признается, что, «пока грохочущая слякоть // весною черною горит», ему хочется «писать о феврале навзрыд». Показывая, что прилив творческого вдохновения связан с чувствами, рожденными февралем, автор демонстрирует, что поэта может вдохновить абсолютно любое, даже самое обыденное, явление окружающей действительности. Февральские пейзажные картины вдохновляют лирического героя, мотивируют его на создание поэтических произведений. «Слякоть», «тысячи грачей», «ливень», «лужи» – все это служит источником вдохновения. Б.Л. Пастернак выражает мысль о том, что поэт не может работать над стихотворениями по определенному расписанию, что лучшие строки появляются совершенно спонтанно, когда к поэту приходит вдохновение: «И чем случайней, тем вернее // Слагаются стихи навзрыд». В лирическом произведении подчеркивается, что стихи рождаются не по принуждению, а только тогда, когда поэта сопровождает вдохновение. Автор утверждает, что поэт должен создавать стихотворения, руководствуясь мгновенными порывами собственной души.

В стихотворении «Определение поэзии» показано, что лирического героя-поэта вдохновляют на написание поэтических произведений явления окружающей действительности: «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «ночь, леденящая лист», «двух соловьем поединок», «сладкий заглохший горох», «слезы вселенной в лопатках», «Figaro», которое «с пультов и с флейт» «низвергается градом на грядку». Видно, что природа является источником вдохновения поэта.


О том, что может служить поэтическим вдохновением, говорится в стихотворении «Во всем мне хочется дойти». «Беззаконья», «грехи», «бега», «погони», «нечаянности», «локти», «ладони», «дыханье роз», «дыханье мяты», «луга», «осока», «сенокос», «грозы раскаты» – это то, что хочет отражать в своих лирических произведениях герой-поэт, это то, на что он обращает собственное внимание, стремясь поделиться этим со своими читателями.

В стихотворении «Определение творчества» предметом описания становятся обыденные вещи: «А в саду, где из погреба, со льду, // Звезды благоуханно разахались, // Соловьем над лозою изольды // Захлебнулась тристанова захолодь».

Таким образом, Б.Л. Пастернак в своих лирических произведениях высказывает мысль о том, что вдохновением для поэта могут служить самые обыденные явления окружающей действительности. Сама пастернаковская поэзия является рожденной бытом: в стихотворениях поэта отражается реальная действительность, то, что он видел собственными глазами. Вдохновение, как подчеркивает автор, приходит спонтанно, случайно, не по расписанию.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Судьбы скрещения» в лирике Пастернака
  • Творчество как «вечная тема» в лирике Пастернака
  • В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака?
  • Поэт и окружающий мир в стихотворениях Пастернака
  • Как в поэзии Пастернака раскрывается мысль об «очеловеченности» природы?
  • В чем видит Пастернак трагедию лирического героя?