Тема русской деревни в лирике Есенина


С.А. Есенин с особой любовью относился к своей малой родине – селу Константиново. Именно с любви к нему началась любовь поэта к Родине в целом. К теме русской деревни С.А. Есенин обращался на протяжении всего своего творчества.

В стихотворении «Мой путь» показано, что детство лирического героя связано с деревней: в «ощущенья детских лет» входят «изба крестьянская», «хомутный запах дегтя», «божница старая», «лампады кроткий свет», «костер метели белой», «лежанка, бабка, кот». Лирический герой называет своей страной «рязанские поля, // где мужики косили, // где сеяли свой хлеб». Лирический герой называет себя «села давнишним жителем», «мечтателем сельским». Он отмечает, что именно там, в деревне, он впервые начал писать стихи, он впервые влюбился. Читатель понимает, что деревенская жизнь – неотъемлемая часть жизни С.А. Есенина. Поэтому чувствуется боль лирического героя, когда тот, вернувшись в родимый дом, осознал, что для односельчан он является «прохожим», что они не узнают его. В стихотворении поднимается проблема гибели деревни, когда уже ничего не будет, как прежде. Но лирический герой искренне надеется на то, что «иная жизнь села» его «наполнит новой силой».

В стихотворении «Край ты мой заброшенный» видна авторская любовь к деревенской жизни, но преобладает настроение грусти из-за вымирания деревни. Лирический герой называет родной край «заброшенным», «пустырем», отмечает, что сенокос «некошенный», что избы, которых осталось всего пять, уже «избоченились», а их крыши «запенились в заревую гать», что «ветер плесень сизую солнцем окропил». Поэт показывает, что в деревне осталось мало людей, что теперь там нет той жизни, которая была раньше.


С приходом советской власти в стихотворениях С.А. Есенина наблюдается еще большая трагичность. Поэт неравнодушно относится к приближающейся гибели русской деревни.

В стихотворении «Русь советская» показано, что лирический герой ощущает себя чужим среди своих односельчан: «Я никому здесь не знаком, // А те, кто помнили, давно забыли». Он говорит о том, что ему не с кем поделиться «грустной радостью», что он остался жив после революционных событий, что ему «некому шляпой поклониться», что он не может найти приюта «ни в чьих глазах». Называя себя то «пилигримом угрюмым // Бог весть с какой далекой стороны», то «иностранцем», лирический герой разочарован тем, что никому больше не нужны его поэзия да и он сам.

В стихотворении «Возвращение на Родину» показано, как после установления советской власти изменилась жизнь в деревне: «на церкви комиссар снял крест», сестры лирического героя стали комсомолками, разговаривающими «о Марксе, Энгельсе», вместо икон они повесили портрет Ленина, а иконы «выбросили в полки», из-за чего деду лирического героя «теперь и богу негде помолиться». Лирический герой, видя произошедшие изменения, отмечая, что никто из соседей больше не узнает его, называет деревенскую местность «незнакомой», признаваясь: «Ах, милый край! // Не тот ты стал, // Не тот».

Таким образом, считая себя «поэтом деревни», С.А. Есенин в ранней лирике восторгается деревенским укладом жизни, а в поздней – развивает тему трагедии русской деревни, которая в связи с изменениями в стране начинает вымирать.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Я скажу: не надо рая...» — тема родины в лирике Есенина
  • Почему мир природы в лирике Есенина неразрывно связан с образами «братьев наших меньших»?
  • «Несказанное, синее, нежное...» - образ России в творчестве Есенина
  • «Счастье бытия» в лирике Есенина