Тема (образ) солнца в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к образу солнца. Данный образ наблюдается в стихотворении К.Д. Бальмонта «Гимн солнцу» и в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче».

Название стихотворения К.Д. Бальмонта уже говорит о восторженном отношении автора к солнцу. Лирический герой, обращаясь к солнцу и ведя разговор о нем, дает ему следующие красочные и метафоричные характеристики: «жизни податель», «жизнеподатель», «создатель», «светлый создатель», «мироздатель», «страшный сжигающий Свет», «светило золотое», «надежда запредельная Земли», «вечное, высокое, святое» и другие. Лирический герой даже называет солнце Богом. Он утверждает, что без солнца люди были бы «темными рабами», которые не могли бы понять, «что есть лучистый день», что без солнца, которое дает человеку «мечту вечноразную», человеческая жизнь была бы однообразной. В строках «Все люблю я в тебе, ты во всем и всегда – молодое» видна вся любовь лирического героя по отношению к солнцу.


В стихотворении В.В. Маяковского солнце является одним из двух действующих лиц. Оно полностью олицетворено: солнце ходит, работает, разговаривает с лирическим героем, пьет с ним чай. Автор демонстрирует изменения во взаимоотношениях между лирическим персонажем и солнцем. Вначале лирический герой, еще не знакомый с солнцем, чувствует к нему неприязнь. Герой-поэт, разозлившись на солнце, кричит на него с упреками: «Дармоед! занежен в облака ты, а тут – не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!». Лирический герой пугается, когда видит, что солнце действительно идет к нему домой: «Что я наделал! Я погиб!». Но доброта солнца способствует тому, что лирический герой перестает бояться, между ними начинают завязываться и впоследствии развиваются дружеские отношения. В.В. Маяковский неслучайно помещает в стихотворение образ солнца, который он не обожествлял, как это было свойственно для русской литературы, а приравнивал к человеку. Образ солнца помогает в раскрытии темы поэта и поэзии. Автору было важно продемонстрировать следующий поэтический девиз: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!».

Стихотворения К.Д. Бальмонта и В.В. Маяковского, несмотря на то что они обращаются к одному и тому же образу, совершенно разные. «Гимн солнцу» действительно представляет собой гимн, в котором четко прослеживается восторженное отношение лирического героя к солнцу. Лирический герой В.В. Маяковского не ощущает никакого восторга, наоборот, вначале он чувствует злость по отношению к солнцу, которое, как ему казалось, ничем не занимается. Если в стихотворении К.Д. Бальмонта солнце обожествляется с помощью различных перифраз и даже с помощью номинации «Бог», то в стихотворении В.В. Маяковского солнце не имеет ничего общего с божественным началом, сначала оно представлено как враг лирического героя, а затем – как друг, но и в первом, и во втором случае – солнце максимально приближено к человеку, так как оно даже приходит в дом к лирическому герою, разговаривает с ним, пьет чай и становится другом. Лирический герой К.Д. Бальмонта признается: «Но хоть знаю, что я и красиво и нежно пою <…> // Я не в силах исчерпать всю властность, всю чару твою». В «Гимне солнцу» подчеркивается верховенствующее положение солнца над человеком. В стихотворении В.В. Маяковского же показано, что не только лирический герой начинает считать солнце своим другом, но и само солнце, которое многими людьми обожествлялось, считало героя-поэта равным себе.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема смысла жизни в произведениях русских поэтов
  • Тема человека и общества в произведениях русских поэтов
  • Тема личности и эпохи в произведениях русских поэтов
  • Тема цвета в произведениях русских поэтов