Тема судьбы и предопределения в русской литературе


Тема судьбы и предопределения находила отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей. Рассмотрим два произведения М.Ю. Лермонтова: роман «Герой нашего времени» и поэму «Мцыри»; выявим общие и различные черты между двумя произведениями одного автора.

В «Герое нашего времени» теме судьбы и предопределения посвящена композиционно последняя глава «Фаталист». Внешний конфликт связан со спором Печорина, считавшего, что предопределения не существует, и Вуличем, утверждавшего, что каждому человеку «заранее назначена роковая минута». Но данная тема раскрывается и через внутренний мир Печорина: после гибели Вулича, у которого он накануне видел «печать смерти», Печорин размышляет о существовании предопределения. Но главный герой не может прийти к выводу даже после того, как проверяет на судьбу и самого себя, когда он отправился ловить пьяницу-убийцу, рискуя при этом жизнью.

В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» показано, как центральный персонаж называет себя «душой дитем, судьбой монахом». Думая о том, что «в краю отцов» он мог быть «не из последних удальцов», Мцыри отмечает при этом, что «рука судьбы» его «вела иным путем». Все это говорит о том, что Мцыри верит в судьбу и предопределение. Однако Мцыри не хочет мириться с той жизнью, которая ему была предназначена судьбой: он сбегает из монастыря, который считал тюрьмой, наслаждается свободой, пытаясь найти дорогу на Родину. Однако уже тогда, когда Мцыри исповедовался монаху, он признается, что «тщетно спорил с судьбой», которая смеялась над ним. Вступивши в борьбу с самой судьбой, Мцыри признает свое поражение, понимая, что ему суждено даже умереть, находясь в ненавистном монастыре, в неволе, далеко от Родины.


Видно, как в разных лермонтовских произведениях по-разному раскрывается тема предопределения и судьбы. Если в поэме «Мцыри» позиция довольно проста и однозначна, так как Мцыри верит в судьбу, хоть и противится ей, то в романе «Герой нашего времени» представлено неоднозначное отношение к вере в судьбу: через постоянные размышления и сомнения Печорина автор не отрицает существование предопределения, но и не подтверждает его.

Если в поэме «Мцыри» выражается мысль о том, что несвобода была предопределена Мцыри, то в романе «Герой нашего времени» показано, что невозможность реализовать свои лучшие качества и найти себе место в обществе связана не столько с предопределением, сколько с трагичной эпохой николаевской реакции, которая не позволяла мыслящим людям реализовывать себя и приносить пользу обществу. Печорин был не единственным, кто тяготился невозможностью реализовать себя, характер Печорина был рожден временем, неслучайно автор называет его «героем времени».

Одним из сходств Печорина и Мцыри является то, что они пытаются бороться с тем, что их не устраивает. Печорин делает многочисленные попытки найти себя, фактически руководствуясь словами казака-убийцы «Не покорюсь». Можно сказать, что в соответствии с этим принципом поступает и Мцыри, который сбегает из монастыря-тюрьмы, который был дан ему судьбой. И Печорин, и Мцыри вступают с судьбой в поединок, хоть Печорин, в отличие от Мцыри, и не выражает полной уверенности в том, что предопределение существует. Показывая явную борьбу как Печорина, так и Мцыри, М.Ю. Лермонтов выражает важную мысль: даже если предопределение существует, человек не должен «плыть по течению» и подчиняться судьбе, становясь игрушкой в ее руках, он должен действовать, делая хотя бы попытки к достижению желаемого.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема человека и власти в русской литературе
  • Тема города в русской литературе
  • Тема детства в русской литературе
  • Тема дружбы в русской литературе