Тема свободы в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к теме свободы. Данная тема находит отражение в стихотворениях «Узник» А.С. Пушкина, «Парус» М.Ю. Лермонтова и «Кто создан из камня, кто создан из глины» М.И. Цветаевой.

В пушкинском стихотворении наблюдается прием антитезы: свобода противопоставляется несвободе. Однако чувство свободы, хоть само слово «свобода» и не встречается в стихотворении, ощущается намного больше, чем чувство несвободы. А.С. Пушкин, который находился в ссылке за вольнолюбивые стихи, сравнивал себя с узником за «решеткой в темнице сырой». А узник в стихотворении сравнивается с «вскормленным в неволе орлом молодым». Лирический герой-узник и орел – оба несвободны физически, так как они находятся в неволе, однако внутренне они свободны. Лирический герой, наблюдая за своим «грустным товарищем»-орлом, будто бы видит, что он хочет ему сказать «Давай улетим!». Автор показывает, что не только лирический герой сравнивает себя с орлом, но и орел сравнивает себя с узником, взглядом называя и себя, и своего соседа «вольными птицами». Автор показывает, что и лирический герой, и орел «задумали одно»: сбежать из неволи туда, «где за тучей белеет гора», «где синеют морские края», «где гуляет лишь ветер». Неслучайно стихотворение завершается описанием образов, связанных со свободой, неслучайно оно завершается призывом к свободе, ведь свобода – это то, к чему стремится сам автор.

В лермонтовском стихотворении символом свободы становится образ «мятежного» паруса, который «просит бури». Парус не ищет покоя, поэтому-то он и «просит бури», в которой этого покоя нет. Строки «Увы! он счастия не ищет // И не от счастия бежит!» говорят о том, что для М. Ю. Лермонтова счастье не могло заключаться в покое. «Мятежность» паруса восхваляется автором, поскольку именно мятежный образ жизни позволяет человеку менять свою жизнь так, как хочется именно ему, в чем и заключается свобода. Парус неслучайно изображен в полном одиночестве посреди «играющих» волн и ветра, который «свищет», автор показывает, что он требует действий, совершать которые и является свободой.


В стихотворении М.И. Цветаевой лирическая героиня сравнивает себя с «бренной пеной морской», которую невозможно сделать «земною». Лирическая героиня противопоставляется себя тем, кто сделан из камня, глины или плоти, говоря о том, что им предназначены «гроб и нагробные плиты», а ей, «в купели морской крещенной», суждено воскресать «с каждой волной». Лирическая героиня утверждает: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети // Пробьется мое своеволье».

Стихотворения «Узник», «Парус» и «Кто создан из камня, кто создан из глины» схожи тем, что тема свободы раскрывается при помощи приема сравнения. Лирический герой А.С. Пушкина, являясь узником, сравнивает себя с «вскормленным в неволе» орлом, М.Ю. Лермонтов сравнивает самого себя с парусом, который требует движения, лирическая героиня М.И. Цветаевой сравнивает себя с морской пеной.

Но разница между стихотворениями заключается в том, что цветаевская лирическая героиня, сравнивающая себя со «своевольной» и каждый раз «воскресающей» «пеной морской», уже является свободной, лермонтовский парус находится на пути к свободе, а пушкинский узник только мечтает о свободе, физически не имея возможности выбраться из «темницы сырой».

Однако это касается лишь внешней свободы, внутренне все три персонажа являются свободными. Они отличаются от окружающих, поскольку они свободолюбивы и сильны, поэтому даже внешние обстоятельства не мешают им стремиться к полной свободе, которая для них является главной жизненной ценностью.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема родины в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) России в произведениях русских поэтов
  • Тема русского языка в произведениях русских поэтов
  • Тема сатирического изображения действительности в произведениях русских поэтов