Тема труда в русской литературе


К теме труда обращались в своих художественных произведениях многие отечественные писатели. В некоторых произведениях подчеркивается тяжесть жизни, наполненной постоянным трудом. В других же произведениях труд представлен как основа жизни, без которой человеческая жизнь просто невозможна. К последним относятся такие художественные произведения, как роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» и роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» подчеркивается трудолюбие донских казаков. Автор неслучайно описывает в начале повествования быт и нравы донского казачества до начала Первой мировой войны и Гражданской войны. Ему было важно продемонстрировать, что труд – это неотъемлемая часть жизни донских казаков. В повествовании даже говорится о том, что «исстари» пошло так, что казаки, отправляясь на покос, «одевались, будто на годовой праздник». Это подчеркивает истинную любовь казаков к труду, который они считали настоящим праздником. Проблема труда раскрывается также через мировоззрение центрального персонажа Григория Мелехова, который, уставши от военных действий, истосковался по труду, думая о следующем: «Моим рукам работать надо, а не воевать».

Особо ярко выражена тема труда в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Вере Павловне Розальской снится сон, в котором представлено идеальное общество, где труд сплотит всех людей между собой. Героиня видит во сне общество, в котором люди управляют машинами, выполняющими весь тяжелый труд. Сон Веры Розальской подталкивает ее и других «новых людей» к деятельности по изменению общества к лучшему: «новые люди» стремятся изменить общество, чтобы труд был не тяжелым бременем, а удовольствием, чтобы труд делал не рабов, а счастливых людей. Создав свою первую мастерскую, Вера Розальская приближает мечту к реальной действительности, делая более счастливой не только себя, но и других работающих в мастерской девушек.


И в романе-эпопее М.А. Шолохова, и в романе Н.Г. Чернышевского показано, что труд является неотъемлемой частью жизни общества и отдельного человека. Без труда, как показывают авторы, невозможно существование. Труд для Григория Мелехова и других казаков, как и труд для Веры Розальской, других девушек-работниц мастерской и «новых людей» в целом, не является тяжелой невзгодой, так как он не приносит никаких негативных эмоций.

И Вера Розальская, и Григорий Мелехов стремятся к труду, не отлынивают от него, а когда им не удается заниматься им, то ищут способы приблизиться к делу. Труд является не только неотъемлемой частью жизни, так как и к труду как к необъемлемой части жизни можно относиться негативно, как к тяготе жизни, но и необъемлемой частью счастливой жизни, так как без труда невозможно общественное и личное счастье. Григорий Мелехов тяготится жизнью без труда, а в финале романа-эпопеи показано, как главный герой отказывается от войны и возвращается к мирной жизни, где, несомненно, он будет трудиться. Вера Розальская же создает мастерские, потому как не может жить без труда, считая, что «светлое и прекрасное» будущее без труда просто невозможно.

Таким образом, в отличие от многих авторов художественных произведений, которые показывали труд с отрицательной стороны, М. А. Шолохов и Н.Г. Чернышевский показали труд с положительной стороны, выразив мысль о том, что без труда отдельному человеку и всему обществу невозможно нормально существовать. Авторы «Тихого Дона» и «Что делать?» прививают читателю любовь к труду как к неотъемлемой части счастливой жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема любви в русской литературе
  • Любовная драмма в русской литературе
  • Тема несостоявшейся любви в русской литературе
  • Тема воспитания в русской литературе