Тема цвета в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях для передачи смысла использовали цветовую гамму. Такой прием наблюдается в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», в стихотворении А.А. Блока «Ранний час. В пути незрима» и в стихотворении В.В. Маяковского «Ночь».

В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» используется довольно много цветовых средств выразительности: «как с белых яблок дым», «увяданья золотом охваченный», «пламень уст», «розовый конь», «льется с кленов листьев медь». «Белые яблоки», с которых пройдет «дым», являются метафорой к неизбежности воздействия времени на человека: цветение яблок, при котором лепестки становятся белыми, недолговечно. Сравнивая человеческую жизнь с яблоками, которым суждено отцвести и погибнуть, С.А. Есенин подчеркивает неизбежность смерти. Лирический герой, утверждая, что он, «увяданья золотом охваченный», никогда больше не будет молодым. Золотой цвет как раз-таки символизирует увядание, старение. Лирический герой говорит о том, что его «пламень уст» расшевеливается все реже и реже, что говорит об уменьшении эмоций, которые символизирует «пламень». Лирический герой, вопрошая «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?», сравнивает эту быстротечную жизнь с тем, будто он «весенней гулкой ранью // проскакал на розовом коне». Образ розового коня символизирует восход жизни, молодость. И лирический герой отмечает, что его молодость прошла слишком быстро. Используется в стихотворении и цвет меди: «Тихо льется с кленов листьев медь». Лирический герой, говоря о кленовых листьях, которые уже находятся на пути к смерти, приходит к выводу о том, что все на свете «тленно».


В стихотворении «Ранний час. В пути незрима» также используется довольно большое количество цветовых образов: «высь прозрачна», «лазурный чертог», «белый, белый ангел бога», «златые звенья», «крылий белизна». Лазурный и золотой цвета подчеркивают торжественность обстановки. «Лазурный чертог», из которого появляется ангел, символизирует не только небесное пространство, но и духовную чистоту. «Златые звенья», которые размыкает ангел, указывают на ворота, находящиеся на входе рая. В стихотворении несколькими средствами подчеркивается «белизна» ангела: «крылий белизна» и повторяющееся прилагательное «белый» в сочетании слов «белый, белый ангел бога». И здесь речь идет не столько про белый цвет ангела, то есть про прямое значение, сколько о символичном значении этого цвета. Белый цвет помогает подчеркнуть духовную чистоту и ясность, так как чистота уже заложена в белый цвет. Белый цвет – преимущественный цвет во всем стихотворении, он символизирует и небесное начало, и непорочность, и духовную чистоту.

В стихотворении «Ночь» также насчитывается большое количество цветов: багровый, белый, зеленый, черный, желтый, синий. В первом четверостишии вечер сравнивается с игорным столом: карты, которые приобрели желтый цвет в результате того, что вечером включили свет, становятся символом звезд, а зеленый цвет сукна игорного стола символизирует небо, на котором появляются эти звезды. Багровый цвет символизирует закат, а белый цвет – день, получается, что и закат, и день были «отброшены и скомканы» «черными руками» вечера.

Таким образом, и С.А. Есенин, и А.А. Блок, и В.В. Маяковский используют в своих стихотворениях цветовые образы. Каждый поэт по-своему ассоциирует разные цвета с разными предметами или явлениями действительности, но цель использования цветовых образов у них одна: подчеркнуть какие-то детали и обратить читательское внимание на важные, по их мнению, мысли.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема смысла жизни в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) солнца в произведениях русских поэтов
  • Тема человека и общества в произведениях русских поэтов
  • Тема личности и эпохи в произведениях русских поэтов