Тема власти в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к теме власти. Данная тема находит отражение в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар» и в стихотворении О.Э. Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны».

Сюжетная основа пушкинского стихотворения довольно проста: обычный человек по приказу «непобедимого владыки» ушел за ядом анчара, после чего погиб. Автор показывает, что царь, пославший «властным взглядом» простого человека фактически на гибель, чувствует вседозволенность и безнаказанность. «Непобедимый владыка» пользуется своим положением, поэтому ради собственных интересов жертвует чужой жизнью. А.С. Пушкин неслучайно говорит о том, что к анчару, наполненному смертельным ядом, не приближаются ни птицы, ни тигры, что даже «вихорь черный», встретившись с анчаром, «мчится прочь». Поэт показывает, что по собственному желанию человек не мог отправиться к анчару, что он пошел только из-за данного ему приказа. Отправленный царем «послушно в путь потек», поскольку он понимал, что не имеет права отказать «непобедимому владыке», что он не может не выполнить его приказ. Очевидно негативное авторское отношение к «непобедимому владыке», который совершил двойное зло: отправил на смерть другого человека ради того, чтобы смазать стрелы ядом анчара для того, чтобы использовать их в войне. В стихотворении аллегорически описываются взаимоотношения между властью и простым человеком: власть пользуется деятельностью обычных людей, совершенно не думая об их судьбах и чувствах, жертвуя чужими жизнями ради собственных целей и интересов.


В стихотворении «Мы живем, под собою не чуя страны» О.Э. Мандельштам не называет имени И.В. Сталина, но всячески намекает на данный образ. Автор подчеркивает, что Сталин имел неограниченную власть, поэтому только он один «бабачит и тычет», а также «кует за указом указ». Ни у кого больше не было такой власти, как у него. В стихотворении указывается на отсутствие свободы слова и действий, поскольку все контролировалось властителем-тираном. Поэтому автор и приходит к выводу, что люди в те времена жили, «под собою не чуя страны». Подчеркивается и жестокий характер власти в руках Сталина: «Что ни казнь у него – то малина». Поэт выражает мысль о том, что люди не могли жить свободно, поскольку их в любой момент могли арестовать и казнить.

Стихотворения А.С. Пушкина и О.Э. Мандельштама, несмотря на разные эпохи написания и обращения к конкретным историческим лицам, имеют много общего. Поэты обращаются к теме неограниченной власти. Люди, в руках которых находится власть, представлены жестокими, равнодушными к чужим судьбам людьми, которые спокойно могут отправить человека на смерть, не чувствуя никаких угрызений совести.

Сходства «Анчара» и «Мы живем, под собою не чуя страны» заключаются также в том, что авторы данных стихотворений демонстрируют, что люди, находящиеся под властью деспотов, вынуждены служить злу. Простой человек из пушкинского «Анчара» послушно идет за ядом, которым царь собрался уничтожать врагов в войне. Получается, что «бедный раб» является распространителем зла. В стихотворении О.Э. Мандельштама сказано, что Сталин «играет услугами полулюдей». Это заставляет задуматься над тем, что Сталину действительно прислуживали многие люди, распространяя зло и жестокость, ведь многие люди доносили друг на друга, способствуя арестам и репрессиям. Получается, что и А.С. Пушкин, и О.Э. Мандельштам демонстрируют, что неограниченная власть является источником зла, а распространителями становятся не только сами властители-деспоты, но и простые люди, которые вынуждены жить по приказам властителей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема войны и мира в произведениях русских поэтов
  • Тема времени в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) города в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) демона в произведениях русских поэтов