Тема воспитания в русской литературе


Многие отечественные писатели в своих художественных произведениях обращаются к теме воспитания. Так, данная тема поднимается в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и в романе И.А. Гончарова «Обломов».

В комедии Д.И. Фонвизина показано огромное воздействие родительского примера на становление личности ребенка. Митрофанушка равнодушен и даже жесток по отношению к окружающим людям, считает образование бессмысленным, стремится лишь к удовольствиям и думает об обретении высокого положения в обществе по той причине, что всеми этими свойствами обладает и его мать – госпожа Простакова. Чему может научить ребенка мать, которая не видит смысла в образовании, считая, что и «без науки люди живут и жили»? Видя отношение матери к образованию, Митрофанушка относится к учебе так же негативно, не понимая, зачем он должен тратить время на занятия с учителями. Учит Митрофанушку госпожа Простакова и жестокости. Д.И. Фонвизин показывает, что Митрофанушка повторяет поведение собственной матери. Слова о том, что Митрофан стал «достойным плодом злонравия», как можно точно передают следующую идею: то, каким становится ребенок, является результатом родительского воспитания.

В романе И.А. Гончарова «Обломов» важное место занимает 9-ая глава первой части, где показан сон-воспоминания Обломова. Здесь прослеживаются истоки того поведения, которое характерно для Обломова уже в зрелом возрасте. Автор показывает, что с самого начала Обломов был весьма наблюдательным и любознательным ребенком, который стремился познать окружающий мир. Однако запреты родителей из-за их боязни, что Илюша попадет в неприятности, превратили главного героя из любознательного мальчика в ленивого, апатичного ребенка. Ленивый и спокойный образ жизни, который Обломов считает идеалом, становится результатом родительского воспитания. Лень и бездействие не были природными качествами Обломова, они были воспитаны в нем с раннего возраста, следовательно, в дальнейшем Обломов не мог жить по-другому. Неслучайно добавляя эпизоды детских лет в повествование, И.А. Гончаров заставляет читателей задуматься над тем, каким бы был Обломов, если бы родители воспитывали его по-другому.


В обоих представленных произведениях подчеркивается важность воспитания в процессе становления личности человека. Поведение, отдельные поступки и даже образ жизни человека зависит от того, как он воспитывался в детстве. От того, каким жизненным принципам обучались люди в детстве, зависит их дальнейшая жизнь.

И в «Недоросле», и в «Обломове» показано, что на становление личности ребенка оказывает огромное воздействие родительский пример. Дети становятся отражением своих родителей, поскольку с самого детства они неосознанно копируют поведение родителей.

Родители Митрофанушки и родители Обломова не научили своих детей самостоятельности, ответственности и трудолюбию. И если родители Обломова привили ему доброту и «голубиную нежность», то родители Митрофанушки эти качества привить своему сыну не смогли, так как госпожа Простакова, которая не давала вмешиваться мужу в воспитание сына, не обладала ни душевной добротой, ни способностью к сопереживанию и милосердию.

Д.И. Фонвизин уделяет взаимоотношениям матери и сына особое внимание; И.А. Гончаров неслучайно помещает в повествование образы родителей, указывая на особенности воспитания Обломова. Все это нужно авторам для того, чтобы выразить важную для всех времен мысль: родительское воспитание занимает чуть ли не центральное место в жизни каждого человека.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема труда в русской литературе
  • Тема любви в русской литературе
  • Любовная драмма в русской литературе
  • Тема несостоявшейся любви в русской литературе