Тема (образ) зимы в произведениях русских поэтов


Многие русские поэты в своих лирических произведениях обращались к теме зимы. Данная тема находит отражение в стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», в стихотворении С.А. Есенина «Поет зима, аукает» и в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро».

В стихотворении Ф.И. Тютчева представлено два времени года: Зима и Весна. Они изображены как «враги» друг другу. Оба образы олицетворены, неслучайно автор, называя эти времена года, использует заглавные буквы. Зима, словно человек, «злится», «хлопочет», «ворчит», «взбесилась», «пустила снегу». Уже по использованным при раскрытии образа Зимы глаголам можно определить авторское отношение к конфликту между Зимой и Весной: Ф.И. Тютчев отдает предпочтение «прекрасному дитю» Весне, а не «ведьме злой» Зиме. Зима представлена в стихотворении как отрицательный персонаж: она строит различные козни Весне, не желая отдавать ей свои права на царствования в природе.

Неоднозначно представлена зима в стихотворении С.А. Есенина. Вначале говорится о том, что зима «аукает, // мохнатый лес баюкает», здесь зима представлена как заботливая мать, убаюкивающая свое дитя. Все вокруг спокойно: «Кругом с тоской глубокою // Плывут в страну далекую // Седые облака». Однако настроение спокойствия резко меняется, в стихотворении возникает довольно ожесточенное движение: «А вьюга с ревом бешеным // Стучит по ставням свешенным // И злится все сильней». Автор демонстрирует, что порой зима заботлива, а порой – грозна. Неслучайно появляются образы «воробышек игривых», которые от холода, голода и усталости, словно «детки сиротливые», прижимаются друг к другу. Автор показывает, что зима довольно жестока по отношению к пташкам, поэтому неудивительно, что им снится «прекрасная, // в улыбках солнца ясная // красавица весна».


В стихотворении А.С. Пушкина зима представлена также неоднозначно. Лирический герой, обращаясь к своей возлюбленной, напоминает ей, что вчера «вьюга злилась, // на мутном небе мгла носилась». Такая погода, как отмечает лирический герой, стала причиной того, что его возлюбленная «печальная сидела». Но, как показывает автор, зима бывает и совершенно другой: «Под голубыми небесами // Великолепными коврами, // Блестя на солнце, снег лежит; // Прозрачный лес один чернеет, // И ель сквозь иней зеленеет, // И речка подо льдом блестит». Комната, «озаренная» «янтарным блеском», «веселый треск», размышления лирического героя о том, чтобы «в санки кобылку бурую запречь», призыв «предастся бегу» – все это указывает на любовь лирического героя к зиме. Неслучайно стихотворение начинается следующими словами: «Мороз и солнце; день чудесный!».

Таким образом, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин и А.С. Пушкин обращаются к образу зимы в своих лирических произведениях, но раскрывают зиму они по-разному. Объединяет все три стихотворения то, что в них зима олицетворена: она по-настоящему жива, она действует, как человек.

Стихотворения «Зимнее утро» и «Поет зима, аукает» схожи тем, что в них зима представлена неоднозначно. Это и тишина и спокойствие, которые радуют человека, и взбудораженное состояние природы, при котором человек и другие живые существа чувствуют себя некомфортно. И если А.С. Пушкин все же обращает читательское внимание больше на положительные стороны зимы, то у С.А. Есенина акцент происходит на негативных сторонах.

Стихотворения «Зима недаром злится» и «Поет зима, аукает» объединены использованием приема антитезы: зима противопоставляется весне, которую все ждут. Видно, что симпатия Ф.И. Тютчева и С.А. Есенина находится на стороне весны.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема жизни и смерти в произведениях русских поэтов
  • Тема искусства в произведениях русских поэтов
  • Тема (образ) креста в произведениях русских поэтов
  • Тема крестьянства в произведениях русских поэтов