Творчество как «вечная тема» в лирике Пастернака


В стихотворениях Б.Л. Пастернака наблюдается очень частое обращение к теме творчестве, что позволяет сказать о том, что она является сквозной, «вечной».

«Определение поэзии» – стихотворение, в котором видно авторское понимание того, что такое поэзия: «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «ночь, леденящая лист», «двух соловьем поединок», «сладкий заглохший горох», «слезы вселенной в лопатках», «Figaro» и др. Данные определения помогают автору выразить мысли о том, что творчество основывается на реальной действительности, и о том, что творчество так же многообразно, как и окружающий мир.

В стихотворении «Во всем мне хочется дойти» показано авторская позиция относительно того, что может быть предметом творчества: «свойства страсти», «беззаконья», «грехи», «бега» «погони», «нечаянности», «локти», «ладони». Упоминая, что Шопен «вложил» в свои музыкальные этюды «живое чудо // фольварков, парков, рощ, могил», лирический герой признается, что хочет «вложить» в свои стихотворения «дыханье роз, // дыханье мяты, // луга, осоку, сенокос, // грозы раскаты». Б.Л. Пастернак видит поэтическое предназначение в том, чтобы «дойти до самой сути».


«Февраль. Достать чернил и плакать!» – знаменитое стихотворение, в котором показано, что источником вдохновения для творческого человека является окружающая его действительность. Лирический герой хочет «достать чернил» и «писать навзрыд», когда наблюдает за «февралем», характеризующимся следующими образами: «тысячи грачей», которые «с деревьев» «сорвутся в лужи и обрушат // сухую грусть на дно очей», «ветер», который «криками изрыт», и многое другое. В стихотворении вновь говорится о том, что предметом описания в поэзии становятся обыденные явления окружающей действительности. Также Б.Л. Пастернак говорит о том, что творчество не может быть связанно с продуманностью и с каким-то конкретным расписанием работы, оно может быть только спонтанным, рожденным вдохновением: «И чем случайней, тем вернее // Слагаются стихи навзрыд».

«Быть знаменитым некрасиво» – лирическое произведение, в котором говорится о том, что главное для творческого человека не знаменитость, «не шумиха, не успех», так как «не это подымает ввысь». По мнению автора, «некрасиво» и «позорно» быть знаменитым, «быть притчей на устах у всех», при этом «ничего не знача». Б.Л. Пастернак утверждает, что целью творчества является «самоотдача», поэтому не нужно «над рукописями трястись». В лирическом произведении выражается мысль о том, что творчество для души, а не для выгоды и славы. Творческий человек не должен надевать маску, чтобы стать известным, он всегда должен быть правдивым: «Но быть живым, живым и только, // Живым и только до конца».

Таким образом, в своем творчестве Б.Л. Пастернак высказывает собственные мысли относительно того, что такое творчество в целом и поэзия в частности, что может служить предметом описания, в чем заключено поэтическое предназначение и каким должен быть истинный творец.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Судьбы скрещения» в лирике Пастернака
  • В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака?
  • Тема поэтического вдохновения в творчестве Пастернака
  • Поэт и окружающий мир в стихотворениях Пастернака
  • Как в поэзии Пастернака раскрывается мысль об «очеловеченности» природы?
  • В чем видит Пастернак трагедию лирического героя?