Удалось ли Онегину в конце романа духовно воскреснуть или он по-прежнему, по мысли критика, «не способен ни к любви, ни к дружбе, ни к созерцанию, ни к подвигу»? (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)


Критик Д.С. Мережковский утверждал, что Евгений Онегин «не способен ни к любви, ни к дружбе, ни к созерцанию, ни к подвигу». Действительно ли это так? Или можно сказать о том, что в конце романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» герою удалось духовно воскреснуть?

На мой взгляд, о духовном воскресении Онегина в финале произведения речь не идет. Автор, как он отмечает, оставляет главного героя в «минуту, злую для него». Неизвестно, как отреагирует Онегин на отказ Татьяны на его любовное признание. Это событие может стать переворотным и ключевым в жизни Онегина, после встречи с Татьяной и ее отказа главный герой может прийти ко многим жизненным истинам, может встать на путь воскресения. Но произошедшее может повлиять и совершенно по-другому: убить в нем последние желания, превратить его из «эгоиста поневоле» в холодного эгоиста. Однако автор не показывает в своем романе в стихах ни первого, ни второго варианта развития. Финал пушкинского «Евгения Онегина» остается открытым. Центральный персонаж даже не встает на путь воскресения и уж тем более не воскресает.


После нескольких лет скитаний Евгений Онегин встречает Татьяну, которую когда-то отверг. И именно сейчас у него появляются любовные чувства к ней. Но были ли эти чувства искренними или признание в любви к Татьяне было попыткой изменить себя? Героиня, обращаясь к Евгению, утверждает, что ее тяготит та жизнь, которая у нее есть сейчас, что она с радостью вернулась бы в деревню, чтобы жить там счастливо: «А мне, Онегин, пышность эта, // Постылой жизни мишура, // Мои успехи в вихре света, // Мой модный дом и вечера, // Что в них? Сейчас отдать я рада // Всю эту ветошь маскарада, // Весь этот блеск, и шум, и чад». И слова Татьяны «А мне, Онегин» указывают на то, что героиня увидела, что Евгений не понял ее по-настоящему. И возникает вопрос: как можно полюбить человека, которого ты не понял? Онегин так и не получил возможность «созерцать» и любить. Может быть, вопросы Татьяны «Зачем у вас я на примете? // Не потому ль, что в высшем свете // Теперь являться я должна; // Что я богата и знатна, // Что муж в сраженьях изувечен, // Что нас за то ласкает двор?» были заданы справедливо? В эпизоде последнего объяснения между персонажами показано, что Татьяна Ларина не верит в искренность чувства Евгения Онегина. Права ли героиня, которая считается авторским идеалом, или же она ошибается? На эти вопросы нельзя ответить однозначно.

Невозможно с полной уверенностью сказать о том, что Онегин «не способен ни к любви, ни к дружбе, ни к созерцанию, ни к подвигу», поскольку финал открыт и в дальнейшем Онегин мог бы и полюбить, и понять окружающих его людей. Читатель не знает, владеет Онегин такими способностями или нет. Однако то, что он не воскрес, уже становится фактом. Каждый читатель примет собственное решение относительно того, может Евгений Онегин духовно возродиться или нет. В финале показано, что он находится на перекрестке, где только от него зависит возможность воскресения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Авторские отступления и их роль в создании образа Ленского (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
  • Чем, по-вашему, объясняется поведение Татьяны во время ее последнего свидания с Онегиным?
  • Как слова Пушкина о Ленском: «Он сердцем милый был невежда» помогают понять сущность героя? (по роману Пушкина «Евгений Онегин»)
  • Как раскрывается в романе Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?