В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе Горького «На дне»?


Отличительной особенностью пьесы М. Горького «На дне» является отсутствие положительных персонажей. Даже Сатина, в некоторых высказываниях которого выражается авторская позиция, нельзя считать положительным героем. В чем же заключена неоднозначность образа Сатина?

Читатель узнает о том, что до того момента, пока Сатин не «упал» на «дно» жизни, он служил телеграфистом, часто читал книги, из которых он узнавал много новой информации. Начитанность и образованность Сатина подчеркивается автором тем, что герой любит употреблять в своей речи «непонятные, редкие слова», а также тем, что он цитирует Пушкина. Но социальное положение Сатина меняется, когда его отправляют в тюрьму для отбывания наказания за убийство «подлеца», который причинил какой-то вред его родной сестре. Возникает вопрос: почему человек, который пожертвовал собственной свободой и социальным положением ради близкого человека, не обладает той внутренней силой, которая бы помогла ему уйти из ночлежки и выбраться со «дна» жизни? Сатин не хочет работать, аргументируя это следующим образом: «Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… <…> Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!». Конечно, нелюбимая работа не может принести человеку счастье, но неужели трудно потерпеть какое-то время, чтобы улучшить свое материальное положение?


Сатин выступает против «утешительной» лжи странника Луки, который обманывал ночлежников «из жалости», он высказывает мысль о том, что «сладкая ложь» хуже «горькой правды», поскольку изменить жизнь к лучшему помогут не ложные надежды и иллюзии, а собственные усилия. Однако сам Сатин не прикладывает никаких усилий для того, чтобы улучшить свое существование. Фраза «Дважды убить нельзя» говорит о том, что Сатин внутренне считает себя мертвым человеком. Выступая против «утешительной» лжи «из жалости», утверждая, что человека нужно не жалеть, а уважать, Сатин советует Клещу, хотевшему покинуть ночлежку, следующее: «Ничего не делай! Просто – обременяй землю!..».

В знаменитом монологе Сатин утверждает: «Ложь – религия рабов и хозяев... Правда – бог свободного человека!». При этом Сатин является шулером, который обманывает людей. Не отрицая, что он является жуликом, герой признается, что он не хочет жить честным путем, так как таким образом нельзя будет протянуть и трех дней. Сатин восклицает: «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит... гордо!». Однако он является ночлежником, употребляющим алкоголь, занимающимся шулерством и ведущим привычным обитателям «дна» образ жизни. Пьющий шулер, отказывающийся от честного заработка, рассуждает о величии человека, что весьма парадоксально. Философские размышления Сатина, в которых можно увидеть и авторскую позицию, не вяжутся с той темной и сырой ночлежкой, в которой существует герой.

Таким образом, неоднозначность Сатина заключается в том, что философские размышления героя находятся в противоречии с его реальным образом жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что сближает жизненные философии Луки и Сатина? (по пьесе Горького «На дне»)
  • Какими героями представлены обитатели дна в пьесе Горького «На дне»?
  • В чём сложность и неоднозначность трактовок образа Луки? (по пьесе Горького «На дне»)
  • Нужна ли героям пьесы Горького «На дне» правда?