В чём проявляется избранничество поэта? (по лирике Пушкина)


А.С. Пушкин в своих лирических произведениях часто обращается к теме поэта и поэзии. Помимо прочего, автор рассуждает об избранничестве поэта. Так в чем же, по мнению А.С. Пушкина, оно проявляется?

В стихотворении «Пророк» показано, что жизнь лирического героя делится на до и после становления поэтом. Если сначала он представлен как обычный человек, то после – как пророк. Лирический герой признается, что до встречи с серафимом у него был «грешный», «празднословный и лукавый» язык, который был впоследствии заменен на «жало мудрыя змеи». Лирический герой говорит о том, что к нему спустился «шестикрылый серафим», который дотронулся до его глаз, ушей, рта и груди, благодаря чему он стал связан с небесами, исполняя божественную волю. Лирический герой вспоминает воззвание бога: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, // Исполнись волею моей, // И, обходя моря и земли, // Глаголом жги сердца людей». В данном стихотворении выражается мысль о том, что поэт обладает такими способностями, которыми не обладают другие люди, причем эти способности появляются не самостоятельно, а по желанию самого бога. Поэт становится своеобразным посредником в общении обычного человека и бога.

В стихотворении «Поэт и толпа» говорится о том, что поэт, который «рукой рассеянной бряцал» «по лире вдохновенной», делает попытки учить людей, волновать их сердца, однако «тупая чернь» не понимает, зачем поэт это делает, ведь его творчество не приносит им никакой пользы. Поэт противопоставляет себя «рабам нужды, забот», «червям земли», которые ценят только физическую пользу. Утверждая, что представители толпы «не сыновья небес», поэт фактически называет себя тем самым «сыном небес». Здесь также говорится о божественном предназначении поэта. В стихотворении выражается мысль о том, что поэт – это «небес избранник», «божественный посланник», имеющий «дар», которым не владеют другие люди. Поэт, споря с толпой, утверждает: «Не для житейского волненья, // Не для корысти, не для битв, // Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв».


В стихотворении «Поэт» продемонстрированы те изменения, которые происходят с поэтом, когда его «слуха чуткого коснется» «божественный глагол»: если до этого поэт, «быть может, всех ничтожней», а его «святая лира» «молчит», то после – «душа поэта встрепенется», он становится выше всех остальных людей. Такие средства, как «божественный глагол», «святая лира» вновь подчеркивают божественное предназначение поэта.

В стихотворении «Арион» продемонстрировано, что из всех, кто был «на челне», в живых остался только лирический герой, который называет себя «таинственным певцом». Эпитет «таинственный певец» уже подчеркивает необычность предназначения поэта. То, что именно он остался в живых, является подтверждением его избранничества.

Таким образом, в стихотворениях «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт», «Арион» А.С. Пушкиным выражается мысль о божественном предназначении поэта. Избранничество поэта заключается в том, что он отличается от других людей, поскольку именно его выбрал бог, чтобы посредством него говорить с людьми.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тема «чудного мгновенья» в лирике Пушкина
  • Философская проблематика поэзии Пушкина
  • Природа как источник вдохновения в поэзии Пушкина
  • Какие «чувства добрые» стремился пробудить Пушкин своей лирикой?
  • В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике Пушкина?
  • Как в лирике Пушкина раскрывается тема внутренней свободы человека?