В чем своеобразие конфликта пьесы Островского «Гроза»?


В драме А.Н. Островского «Гроза» наблюдается несколько конфликтов. Внешними являются семейный и любовный конфликты в частности и социальный конфликт в целом, а внутренним – конфликт Катерины с самой собой.

Выйдя замуж за Тихона и оказавшись в доме Кабановых, Катерина вступает в конфликт с Кабанихой, являющейся главой всего семейства Кабановых. Катерина испытывает явные притеснения со стороны Кабанихи, но главная героиня пытается не прекословить и не ссориться со своей свекровью. Кабаниха же постоянно нападает на Катерину, учит ему тому, как, по ее мнению, нужно правильно вести себя в семье и в обществе в целом. А.Н. Островский показывает, что Катерина чувствует себя одинокой в семье Кабановых. Она не только оказывается притесненной Кабанихой, но и не может найти общего языка ни с мужем Тихоном, которого она на самом деле не любила, ни с его сестрой Варварой, которая, несмотря на попытки помочь, так и не поняла Катерину. Тихон и Варвара тоже получают притеснения со стороны матери, однако Тихон смиряется с этим, а Варвара – приспосабливается. Получается, что главная героиня вступает в конфликт со всем семейством Кабановых, которое обрекает ее на одиночество и мешает ей обрести счастье.


Показывая, что Катерина не любила Тихона, А.Н. Островский поднимает любовную проблематику. Главная героиня выходит замуж, руководствуясь домостроевскими принципами, которые уже давно устарели. Драматург показывает, что в обществе нет места любви. И даже Борис, которого Катерина искренне полюбила, не испытывает такого же огромного чувства по отношению к ней.

Семейный и любовный конфликты в драме расширяется до конфликта социального. Катерина чувствует себя чужой не только среди членов семейства Кабановых, но и среди всех жителей города Калинова. Семья Кабановых – не исключение, она становится ярким примером патриархального общества. В соответствии с домостроевскими принципами жила не только семья Кабановых. Главная героиня оказывается непонятой всем обществом. То, что даже Борис отказался от любви к Катерине, говорит о том, что она была совершенно одинока. Катерина, для которой порядки жителей Калинова чужды, является единственным персонажем, которого можно назвать борющимся, все остальные герои являются либо самодурами, либо смирившимися, либо приспособившимися. Катерина является «лучом света в темном царстве». Привыкшая к жизни в любви, к внешней и внутренней свободе Катерина не может мириться с той несвободой, которая существует в «темном царстве» с его «жестокими нравами». Самоубийство Катерины можно назвать бунтом против царящей общественной несправедливости. Автор показывает, что Катерина не хочет подчиняться власти самодуров, не хочет мириться с их жестокостью или приспосабливаться к новым условиям жизни, которые по-настоящему противны ей. Для нее смерть лучше, чем жизнь в «темном царстве».

Внутренний конфликт связан с терзаниями Катерины, которая сначала пытается полюбить своего мужа Тихона, старается противиться возникшим чувствам к Борису, но не может противоречить собственной натуре. Катерина отдается любви к Борису, однако она мучается осознанием своей греховности, поэтому признается семейству Кабановых в измене. После отказа Бориса взять ее с собой в Сибирь Катерина мечется и думает о том, как ей жить дальше. Мучения Катерины завершаются, когда она кончает жизнь самоубийством.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Кто из героев пьесы Островского «Гроза» кажется вам выразителем авторской позиции и почему?
  • Можно ли утверждать, что в пьесе Островского «Гроза» царству «самодуров» противостоит молодое поколение, и почему?
  • Гибель Катерины – сознательный протест против калиновского мира или жест отчаяния? (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Как авторская позиция проявляется в финале пьесы Островского «Гроза»?