В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака?


Б.Л. Пастернак, как и большинство его современников и предшественников, обращается к теме поэта и поэзии, которая уже стала вечной не только в русской, но и в мировой литературе. В стихотворениях видно авторское понимание поэтического предназначения.

В лирическом произведении «Во всем мне хочется дойти» показано искреннее желание автора-поэта «дойти до самой сути» во всем, включая и поэзию. Он признается, что ему хочется «все время схватывать нить // судеб, событий». В стихотворении утверждается мысль о том, что поэт может описывать все, что его окружает: «беззаконья», «грехи», «бега», «погони», «нечаянности», «локти», «ладони», «дыханье роз», «дыханье мяты», «луга», «осока», «сенокос», «грозы раскаты». Строки «О, если бы я только мог // Хотя отчасти, // Я написал бы восемь строк // О свойствах страсти» показывают, что поэт признается, что его поэзия может передать не все, что он чувствует, однако он старается дойти «до сущности протекших дней, // до их причины, // до оснований, до корней, // до сердцевины».

Мысль о том, что поэт может описывать различные явления окружающей действительности, наблюдается и в стихотворении «Определение поэзии». Автор демонстрирует, какие образы может увидеть и описать настоящий поэт: «круто налившийся свист», «щелканье сдавленных льдинок», «ночь, леденящая лист», «двух соловьев поединок», «сладкий заглохший горох», «слезы вселенной в лопатках» и другое. Здесь подчеркивается, что поэтическим предметом становится весь мир во всех его проявлениях.


«Февраль. Достать чернил и плакать!» – лирическое произведение, в котором показано, что окружающий поэта мир становится его вдохновителем и музой. Лирический герой показывает, что в феврале ему хочется «достать чернил и плакать» и «писать о феврале навзрыд». Б.Л. Пастернак показывает, что для него создание поэтического произведения – это не работа, выполняемая в определенное время, а творчество, основанное на внезапных порывах: «И чем случайней, тем вернее // Слагаются стихи навзрыд».

В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» четко выражена авторская позиция: «Цель творчества – самоотдача, // А не шумиха, не успех». Поэт утверждает, что не знаменитость «подымает ввысь», что «быть притчей на устах у всех», при этом «ничего не знача», – это «позорно». Б.Л. Пастернак утверждает, что поэту не нужно «над рукописями трястись» и «заводить архива», что нужно «быть живым, живым и только, // живым и только до конца».

В лирическом произведении «Про эти стихи» показано, что герой, занимаясь поэтическим творчеством («я с Байроном курил», «я пил с Эдгаром По»), теряет связь со временем и действительностью в целом, на что указывает то, что лирический герой задает детям следующий вопрос: «Какое, милые, у нас // Тысячелетье на дворе?».

Таким образом, обращаясь к теме поэта и поэзии в своих стихотворениях, Б.Л. Пастернак демонстрирует, что поэт – это вдохновленный явлениями окружающей действительности творец, предназначение которого «доходить до самой сути».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Судьбы скрещения» в лирике Пастернака
  • Творчество как «вечная тема» в лирике Пастернака
  • Тема поэтического вдохновения в творчестве Пастернака
  • Поэт и окружающий мир в стихотворениях Пастернака
  • Как в поэзии Пастернака раскрывается мысль об «очеловеченности» природы?
  • В чем видит Пастернак трагедию лирического героя?