В чем, по-вашему, «таинственная прелесть» лирической поэзии Тютчева?


Ф.И. Тютчев в своей поэзии часто обращался к пейзажным зарисовкам и к теме человека и природы. Именно в способности обратить читательское внимание на мельчайшие детали природы, на которые многие люди часто даже не обращают внимания, и в способности с помощью образов природы поднять философские проблемы, на мой взгляд, заключена «таинственная прелесть» лирической поэзии Ф.И. Тютчева.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной» описывается начальная осень, которая уже сменила лето («Где бодрый серп гулял и падал колос, // Теперь уж пусто все – простор везде») и еще не уступает места зиме («Но далеко еще до первых зимних бурь»). Поэт рисует такие картины, которые демонстрируют красоту природы: «хрустальный» день», «лучезарные» вечера, «паутины тонкий волос», который «блестит на праздной борозде», «чистая и теплая лазурь», которая «льется» «на отдыхающее поле». В стихотворении прослеживаются и философская мысль о быстротечности человеческой жизни. Осень сравнивается с таким временем, когда человек уже не молод, но еще и не стар. Ф.И. Тютчев называет такой период человеческой жизни «короткой, но дивной порой». Именно в период своеобразной «осени» жизни человек задумывается о собственном существовании, размышляет над философскими вопросами.

В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» продемонстрирована способность лирического героя видеть красоту моря, которое «здесь лучезарно, там сизо-темно». Море олицетворено: «В лунном сиянии, словно живое». Оно «ходит», «дышит», «блещет», «празднует», постоянно находится в движении, сияет. Лирический герой видит, как «волны несутся, гремя и сверкая», как «чуткие звезды глядят с высоты». В произведении прослеживаются и философские мысли. Лирический герой, наблюдая за морем, признается в своих желаниях: «О, как охотно бы в их обаянье // Всю потопил бы я душу свою». Автор показывает, что лирический герой стремится соединиться с морем, воплощающим свободу и гармонию, стать похожим на него, обретя те самые свободу и гармонию.


В стихотворении «С поляны коршун поднялся» человек противопоставлен коршуну, а точнее свобода коршуна, который имеет возможность летать, противопоставлена несвобода человека, который не имеет «два мощных, два живых крыла». Показывая, что человек, который возомнил себя «царем природы», на самом деле «прирос к земли» «в поте и в пыли», не имея таких возможностей, какие есть у коршуна, Ф.И. Тютчев выражает мысль о том, что природа выше человека, что человек не может быть «царем природы».

В стихотворении «Не то, что мните вы, природа» видно авторское умение видеть красоту природы: «лист и цвет на древе», дышащие «солнцы», «морские волны», в которых полно жизни, весна, которая цветет в груди, говорящие леса, лучи, которые могут сходить «в душу» человека, гроза, которая «совещается» с человеком «в беседе дружеской». Ф.И. Тютчев олицетворяет природу, утверждая, что природа – «не слепок, не бездушный лик», что «в ней есть душа, в ней есть свобода, // в ней есть любовь, в ней есть язык».

Таким образом, «таинственная прелесть» лирической поэзии Ф.И. Тютчева заключена в способности видеть красоту природы и с помощью ее образов выражать философские мысли.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Драматизм звучания лирики Тютчева
  • Мир родной природы в лирике Тютчева
  • Что придаёт теме любви в лирике Тютчева трагическое звучание?
  • Какую роль в поэзии Тютчева играет приём противопоставления?