В чём трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова?


Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова звучит весьма трагично. Поэт выражает мысль о том, что поэт сталкивается с различными проблемами, поскольку он не принимается обществом. Данные мысли находят отражение в стихотворениях «Пророк», «Поэт» и «Смерть поэта».

В стихотворении «Пророк» продемонстрирована тяжелая судьба поэта. Данное стихотворение является своеобразным размышлением над стихотворением «Пророк», принадлежавшим перу А.С. Пушкина, подчеркнувшего божественное предназначение поэта, который получил возможность передавать людям мысли самого Бога и «глаголом жечь сердца людей». Мысли М.Ю. Лермонтова менее оптимистичны. Он демонстрирует, что из-за того что люди не восприняли поэтический дар лирического героя, который был дан ему «вечным судией», они стали «бешено» бросать в него «каменья». Автор стихотворения показывает, что люди считают поэта-пророка гордецом и, следовательно, глупцом. Они презирают лирического героя и смеются над тем, что он, по их словам, «хотел уверить, что бог гласит его устами». Непринятый обществом поэт-пророк был вынужден жить вдали от людей. М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что данные свыше способности не приносят поэту никакого счастья, поскольку он вступает в конфликт со всеми окружающими людьми.


В стихотворении «Поэт» используется прием сравнения, что позволяет автору выразить мнение относительно того, соответствует ли деятельность поэта с его предназначением. Сравнивая поэта с кинжалом, который, являясь опасным оружием, перестал выполнять собственное предназначение, лежа «заброшенный в походной лавке армянина», М.Ю. Лермонтов выражает мысль о том, что и поэт также не выполняет свое предназначение. Лирический герой утверждает, что в этот «век изнеженный» поэты «на злато променяли ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье». Это никоим образом не соответствует истинному поэтическому предназначению, заключенном в том, чтобы быть «нужным толпе», «воспламенять» людей, звучать «во дни торжеств и бед народных». Автор стихотворения выражает мысль о том, что современные ему поэты, став пророками, не пользуются данной способностью ради корыстных целей. М.Ю. Лермонтов считает настоящей трагедией то, что поэты не воздействуют на души и сердца окружающих людей, что они не поднимают важные и актуальные проблемы в своих произведениях, не обращают читательское внимание на них. Автор призывает «осмеянного порока» «проснуться» и начать выполнять свое истинное поэтическое предназначение.

В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтов демонстрирует конкретный конфликт поэта и «толпы»: именно из-за «клеветников ничтожных» и «насмешливых невежд», которые «так злобно гнали его свободный, смелый дар», погиб «дивный гений» А.С. Пушкин. Автор стихотворения говорит о том, что поэт «пал, оклеветанный молвой», что он был убит за то, что «восстал он против мнений света». Виновным в гибели А.С. Пушкина М.Ю. Лермонтов считает «свет завистливый и душный», который не дает поэту выполнять его предназначение.

Таким образом, трагедия поэта, по мнению М.Ю. Лермонтова, заключается в том, что он вступает с обществом в конфликт и нередко теряет возможность выполнять предназначение, данное свыше.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Одиночество как вечная тема в лирике Лермонтова
  • Человек и природа в лирике Лермонтова
  • В чём своеобразие звучания гражданской темы в лирике Лермонтова?
  • Как в лирике Лермонтова отражён конфликт мечты и действительности?
  • Драматизм звучания любовной темы в поэзии Лермонтова