В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)


В написанном И.С. Тургеневым романе «Отцы и дети» с самого начала акцентируется читательское внимание на том, что центральный персонаж Евгений Базаров называет себя нигилистом. Раскрывая особенности мировоззрения Базарова, автор демонстрирует как силу, так и слабость базаровского нигилизма.

И.С. Тургенев сам признавался, что его произведение было «направлено против дворянства как передового класса». Главный герой в споре с Павлом Петровичем утверждал, что «аристократизм, либерализм, прогресс, принципы» не нужны русскому человеку. По мнению главного героя, аристократия только мешает общественному развитию, поскольку она ничего не делает, а только говорит, «сидя сложа руки». Писатель в своих письмах утверждал, что Базаров «постоянно разбивает» Кирсанова, что дуэль между персонажами «введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства». Сила базаровского нигилизма заключена как раз в борьбе против аристократии, которая не приносит российскому обществу никакой пользы. В отличие от дворян, которые уважительно относятся к своему положению в обществе и оценивают других людей по их происхождению, Базаров с гордостью говорит о том, что его «дед землю копал», не стесняясь того, что его родители были небогатыми людьми. Получается, что Базаров выступает против социального неравенства.


И.С. Тургенев не соглашается со своим героем, который утверждает, что «сперва нужно место расчистить» и только потом «строить». Автор показывает, что Базаров уверен: кто, будет «строить» после того, как они «место расчистят», – совершенно не его дело. И.С. Тургенев не понимает, как можно выступать за общественные изменения, при этом не задумываясь о том, кто заменит дворян, против которых был настроен Базаров. Идеи разрушения, но не созидания – слабая сторона базаровского нигилизма.

Слабость воззрений Базарова заключена в полном отрицании. Касательно природы главный герой говорил так: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Относительно искусства Базаров высказывал следующие мысли: «Рафаэль гроша медного не стоит», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Любовь Базаров воспринимает лишь как физиологическую потребность человека, отрицая ее как высокое романтическое чувство и называя ее «белибердой» и «непростительной дурью». Автор показывает, что невозможно отрицать все общепринятые нормы в условиях реальной действительности. Нигилистические воззрения Базарова подвергаются сомнению, когда главный герой сталкивается с любовными чувствами по отношению к Анне Одинцовой. Отрицающий любовь Базаров долгое время пытается бороться с самим собой, поскольку он понимает, что признание в любовных чувствах поставит под сомнение те принципы, которых он придерживался. Однако Базаров не может подавлять возникшие к Анне Одинцовой чувства, и он признается ей в любви. Это становится доказательством того, что нигилизм сталкивается с реальной действительностью и терпит поражение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чём проявляются сила и слабость поколения «сыновей»? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
  • Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
  • Роль описаний природы в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Чем различаются в своём отношении к Базарову Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)