Согласны ли Вы с утверждением, что все герои поэмы Гоголя «Мёртвые души» - мертвецы, «куклы, жалкие и смешные», плод «великого, но пустого и бессмысленного мастерства»?


Литературный критик В.В. Розанов утверждал, что все герои поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» – «мертвецы», «куклы, жалкие и смешные», плод «великого, но пустого и бессмысленного мастерства». С этим высказыванием можно согласиться лишь частично.

Помещики, чиновники и даже Чичиков являются нравственно пустыми людьми. Их объединяет то, что они порочны и находятся в процессе «омертвления» души. Отличает их лишь степень этого «омертвления». Название поэмы связано не столько с душами умерших крестьян, которые скупает Чичиков, сколько с образами помещиков и чиновников, которые живы только физически. Внутренне большинство персонажей гоголевского произведения уже давно мертвы. Автору удалось воссоздать своеобразный «ад» современной ему российской действительности. Утверждение В.В. Розанова, что герои являются «мертвецами» справедливо.


Однако справедливым его можно назвать частично. Так как не все герои гоголевской поэмы являются «мертвецами». Если помещики и чиновники внутренне мертвы, хоть и живы физически, то многие крестьяне, души которых скупает Чичиков, мертвы только физически. Неслучайно автор в сцене покупки Чичикова душ у Собакевича демонстрирует особенности умерших крестьян. У помещика «не только было обстоятельно прописано ремесло, звание, лета и семейное состояние, но даже на полях находились особенные отметки насчет поведения, трезвости...». Собакевич дает умершим крестьянам такую характеристику: «хороший народ». Помещик рассказывает об умерших крестьянах как о живых людях: Михеев, будучи каретником, сооружал прочные рессорные экипажи; кирпичник Милушкин «мог поставить печь в каком угодно доме»; плотник Пробка Степан был обладателем большой «силищи»; Максим Телятников, будучи сапожником, «что шилом кольнет, то и сапоги»; Еремей Сорокоплехин, являвшийся торгашом, «оброку приносил по пятисот рублей». Все эти образы являются «живыми», трудовая крестьянская жизнь противопоставлена бессмысленному и никчемному существованию помещиков и чиновников.

Назвать персонажей Н.В. Гоголя «жалкими и смешными» «куклами» также нельзя. Перед нами не комедия с карикатурно изображенными персонажами, олицетворяющими пороки общества, перед нами серьезное произведение, где образы помещиков и чиновников вызывают не смех, а настоящий страх. Н.В. Гоголю настолько точно удалось передать все пороки современного ему общества, что образы не кажутся ни «жалкими», ни «смешными». Автор хотел изобразить реальных людей, а не карикатуры на них. И если образ Плюшкина может показаться гиперболизированным, то те помещики, которые еще не дошли до той степени «омертвления» души, до которой дошел последний описанный Плюшкин, представлены вполне реальными людьми, которые существовали в современном автору обществе и которые могут существовать даже в наши дни. И способность отразить реальную обыденность не позволяет назвать «Мертвые души» плодом «пустого и бессмысленного мастерства».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как в поэме Гоголя «Мертвые души» сочетаются «видимый миру смех и незримые … слезы»?
  • «Русь, куда ж несешься ты?..» (по поэме Гоголя «Мертвые души»)
  • В чем символический смысл образа дороги в поэме Гоголя «Мертвые души»?
  • Какой путь нравственного возрождения России намечает Гоголь в поэме «Мёртвые души»?