«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо» - художественные особенности лирики Маяковского


В стихотворении «Домой» В.В. Маяковский выразил собственное отношение к поэзии: «Я хочу, // чтоб к штыку // приравняли перо». Поэт подчеркивает силу поэтического слова, которое, как и оружие, способно воздействовать, ранить, искалечить и даже убить. Подобная мысль выражена в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии»: «И сегодня // рифма поэта – // ласка // и лозунг, // и штык, // и кнут». Художественными особенностями лирики В.В. Маяковского является то, что он часто в своих стихотворениях призывает к революционным действиям, и то, что он обличает пороки современного ему общества.

Стихотворение «Ода революции» становится призывом к революции, которую первоначально поддерживал автор. В произведении не идеализируется революция, лирический герой отмечает ее «двуликость»: она принесла стране не только «стройную постройку», но и «груду развалин», кто-то относится к ней, как к «детской», «копеечной», «звериной», а кто-то – как к «великой». Однако лирический герой все же дает окончательное мнение относительно революции: «Четырежды славься, благословенная!».

В стихотворении «Левый марш» также наблюдается призыв к революционным действиям. Лирический герой обращается к матросам, чтобы подчеркнуть необходимость участия в событиях революции ее защитникам: «Глаз ли померкнет орлий?// В старое станем ли пялиться? // Крепи // у мира на горле // пролетариата пальцы! // Грудью вперед бравой! // Флагами небо оклеивай!».


Данные стихотворения доказывают мысль о том, что поэтическое слово является оружием, способным воздействовать на людей, поднимать их и вести на определенные действия. Слово в руках поэта-агитатора В.В. Маяковского является настоящим оружием.

В стихотворении «О дряни» отображено негативное отношение автора к «обывательщины нитям». Поэт вступает в своеобразное сражение с «дрянями», которые «вылезли» после «бурь революционных лон» и «с первого дня советского рождения», «наскоро оперенья переменив», «засели во все учреждения» и «свили уютные кабинеты и спаленки», думая не о благе народа, а о том, как было бы здорово купить «тихоокеанские галифища» и «с эмблемами платья», чтобы «фигурять на балу в Реввоенсовете». В.В. Маяковский обличает «мурло мещанина» едким и точным словом.

В стихотворении «Прозаседавшиеся» наблюдается наполненное сатирой размышление относительно бюрократического режима, при котором государственные служащие обязаны постоянно находиться на различных заседаниях, которых в день насчитывается около двадцати, из-за чего представителям народа не удается подать прошение и получить от государства поддержки и помощи, они, «исколесив сто лестниц», слышат, что им нужно прийти лишь через час, а через час – «ни секретаря, ни секретарши нет – голо!». Словно оружием, словом В.В. Маяковский обличает царящую несправедливость и выражает собственную позицию: «О хотя бы // еще // одно заседание // относительно искоренения всех заседаний!».

Таким образом, слово в руках В.В. Маяковского становится оружием, с помощью которого он как проводит агитации, так и обличает пороки современного ему общества.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие ценности утверждаются в поэзии Маяковского?
  • Каким предстаёт лирический герой в поэзии Маяковского?
  • Каким предстаёт мир обывателей в творчестве Маяковского?
  • «Голос эпохи» в поэзии Маяковского