«Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряженности» - Н.С. Валгина (по тексту Т. Тэсс)


Известный филолог Н.С. Валгина называет многоточие «частым и незаменимым знаком в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряженности». О чем же говорится в данном высказывании? Попробуем раскрыть его смысл.

Такой знак препинания, как многоточие, чаще всего ставится в конце повествовательных предложениях. Но, в отличие от точки на конце предложения, многоточие является более «говорящим». Данный знак препинания выполняет экспрессивную функцию. В этом случае многоточие необязательно должно ставиться в конце предложения и являться признаком повествовательного предложения. Являясь синтаксическим средством выразительности, многоточие часто употребляется в художественных текстах. На письме многоточием выражается такая фигура речи, как умолчание, которая предоставляет читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Многоточие помогает передать взволнованность героя, рассказчика и даже самого автора. С помощью многоточия можно подчеркнуть многозначительность высказывания, передать недосказанность и недоговоренность мысли, над которой автор просит читателя задуматься, указать на скрытый в высказывании смысл, передать затрудненный, прерывистый характер речи, который вызван большим эмоциональным напряжением. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту Т. Тэсс.


Во-первых, проанализируем фрагмент текста, где продемонстрированы слова Ивана Антоновича Соколова, сказанные в беседе с рассказчицей. Среди предложений 20-28 в двух из них встречается многоточие. Предложение 20 («И тут я ей сказал… – задумчиво проговорил мой собеседник») указывает на то, что Соколов вспоминает точные слова, которые он адресовал немке с шестилетним мальчиком. Иван Антонович на время останавливает свой рассказ, чтобы его собеседница обратила внимание на последующие слова, чтобы она задумалась над его поступком и его словами. Многоточие помогает автору выразить мысль о том, что для Соколова слова, адресованные немке, были действительно важны. В предложении 24 («У меня у самого такой малый дома растет…») показано эмоциональное напряжение: Иван Антонович знает, какого быть родителем, поэтому понимает опасения немки; он безумно скучает по своему сыну, расстаться с которыми заставила война; видно его негативное отношение к войне, из-за которой растет без отцовского воспитания его маленький сын, которому еще в раннем возрасте пришлось столкнуться с многочисленными трудностями, препятствиями и лишениями.

Во-вторых, рассмотрим предложение 34: «Вот только не знаю – запомнила ли…». Здесь видна некоторая взволнованность героя, который переживает по поводу того, что его беседа с немкой не запомнилась ей, что будет говорить о несерьезном отношении к тем истинам, которые выразил Соколов. Многоточие также показывает, что пока нельзя сказать о том, запомнил ли немецкий народ мысль о необходимости мирного будущего или война возникнет вновь.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о справедливости утверждения Н.С. Валгиной о том, что многоточие, являясь синтаксическим средством выразительности и выполняя экспрессивную функцию, способно передать эмоциональную напряженность текста.




Вариант 7 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Нет, это не была сладенькая доброта «всепрощения»» (по тексту Т. Тэсс)
  • 9.3. Как вы понимаете значение слова гуманность? (по тексту Т. Тэсс)