«Морскую прививку Мишук переносил долго: только через неделю он перестал говорить в присутствии моря шепотом» (по тексту К.Г. Паустовского)


В предложении 51 текста К.Г. Паустовского говорится о том, что герой «только через неделю перестал говорить в присутствии моря шепотом», что указывает на то, что «морская прививка» «переносилась» мальчиком весьма долго. Смысл предложенной для анализа фразы объяснить можно так: тот страх, который родился у Мишука со знакомством с морем, который проявлялся в боязни полностью заходить в море, в боязни громко разговаривать в его присутствии, не покидал мальчика весьма долгое время. Знакомство с не сразу понятой стихией, которое автор образно называет «морской прививкой», сильно повлияло на внутренний мир Мишука, который, видя огромные масштабы моря, по сравнению с которым он был очень мал, осознал величие этой стихии. Для доказательства данных рассуждений обратимся к примерам из самого текста.

Во-первых, в тексте показано, что Мишук сначала боязливо отнесся к морю, которое он увидел впервые в жизни. В предложениях 15-17 говорится о следующем: то, что происходило за окном дома, было для мальчика «непонятно» и «страшно», из-за чего он даже заплакал. Автор подчеркивает, что первую неделю, когда Мишук еще не успел свыкнуться с новыми ощущениями, рожденными морем, он был напуган «непонятностью всего происходившего». Все это подтверждает мысль о том, что герой «долго переносил морскую прививку»: страх, рожденный морем, прошел далеко не сразу.


Во-вторых, море было непонятно Мишуку. Оказавшись рядом с морем, он удивился тому, что что-то шумит. Он задал отцу вопрос, что же делает море, отчего оно так шумит. Здесь уже подчеркивается то, что Мишук не понимал ту стихию, которую ему удалось увидеть. Стоя же рядом с морем, Мишук осознал масштабные размеры и «величие» моря, по которому «плыло» огромное количество «больших лошадей с белыми гривами», которые «то окунались в воду, то вскакивали пеной». В предложении 44 автором подчеркиваются внутренние переживания Мишука: «Он был слишком маленький, а море было слишком большое». В тексте указывается на то, что мальчик осознал «несоизмеримость» своей величины с величиной моря, из-за чего он даже заплакал. Автор подчеркивает, что Мишук, «дрожа от страха», первое время не входил в море полностью, помещая в воду лишь кончики своих пальцев на ногах, что он, боясь стихии, говорил, находясь рядом с ней, лишь шепотом. Неслучайно в тексте показано, что поведение Пашки, который «лениво греб и щурился на море», который без особого страха «лазил на бурые скалы», отличается от поведения Мишука, беспокойство которого можно выразить всего одним словом «волновался». Показано, что мальчик не сразу избавился от страха еще не до конца понятой стихии.

Так, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста К.Г. Паустовского подчеркивает то, что мальчик Мишук, познакомившись с морем, еще некоторое время испытывал внутренние переживания, волнуясь рядом с морем и боясь его, ощущая чувство непонятности стихии и осознавая ее величие.




Вариант 12 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Самое действенное, самое взволнованное слово в нашем языке – глагол» - Н. Галь
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения величие природы? (по тексту К.Г. Паустовского)