«Мысль – это речь внутри нас, немая речь» - Б.В. Казанский (по тексту Л.Ф. Воронковой)


Литературовед и переводчик Б.В. Казанский утверждал: «Мысль – это речь внутри нас, немая речь». Что же имел в виду известный лингвист? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Под мыслью можно понимать результат процесса создания идеи, появившейся после обработки человеком информации. Так как мысль – это действие ума, разума, рассудка, мыслящий человек разговаривает не с другим человеком, а с самим собой. В процессе мышления в голове человека прослеживаются те или иные высказывания, которые он оставляет невысказанными другим людям. Мыслящий человек может внешне молчать, но внутренне он всегда говорит, так как о чем-то постоянно думает. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту Л.Ф. Воронковой.


Во-первых, проанализируем предложение 49, в котором говорится о том, что Светлана «с любопытством» посмотрела на Аниску после того, как выслушала рассказы ребят о ее драках. Читатель понимает, что Светлана, перед тем как сказать ребятам немногословную фразу «Ну, а раз ей их жалко?», разговаривает с самой собой. Несомненно, мысли Светланы были о том, что Аниска была неравнодушна к живым существам, что остальные ребята нехорошо поступали со слепнем, отрывая ему крылья, с кошкой, купая ее в пруду, с гнездами, лазая за ними, с лягушкой, вытаскивая ее из пруда, с грачом, «подшибая» его, с цветами, толкая и задевая их, поэтому и «получали» от Аниски, желающей защитить животных и растений.

Во-вторых, рассмотрим предложения 53-54, в которых продемонстрированы мысли Аниски после того, как Светлана защитила ее перед другими ребятами: «Светлана заступилась за нее! Она сразу все поняла и никого не послушала!». Автор показывает, что внешне Аниска не поблагодарила Светлану за то, что она поддержала ее, однако внутренне она испытывала истинную радость. Аниска почувствовала то понимание, которого не было со стороны других ребят, которые постоянно смеялись над ней, называли ее «Косулей» и не понимали, что дерется с ними она из-за того, что они жестоко относятся к живым существам. Аниска была благодарна Светлане за то, что та без слов поняла причины ее поступков по отношению к другим ребятам, что ей не пришлось объяснять, что дерется с ними она из-за стремления помочь животным и растениям, которые беззащитны перед равнодушными к живым существам детьми, для которых издевательства над ними – веселье. Предложение 59, в котором говорится о том, что Аниска «почувствовала, что сердце у нее большое-большое, во всю грудь, и что все оно такое живое и теплое», показывает мысли Аниски после осознания того, что есть люди, которые поняли и поддержали ее неравнодушное отношение к животным и растениям. Аниска не стала доказывать кому-то, что у нее «большое», «живое и теплое» сердце, она убедилась в этом в своих мыслях.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: Б.В. Казанский был прав, говоря о том, что мысль – это необязательно высказанная внешне с помощью речи идея, это внутренний разговор с самим собой, речь, оставшаяся внешне немой.




Вариант 2 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «А может, это у Аниски праздник?» (по тексту Л.Ф. Воронковой)
  • 9.3. Как вы понимаете выражение сила слова? (по тексту Л.Ф. Воронковой)