«… не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за будущее скромные музыканты» (по тексту К.Г. Паустовского)


В финале текста К.Г. Паустовского продемонстрировано отношение автора к участию советского народа в войне: «… не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за будущее скромные музыканты». Смысл приведенной фразы можно объяснить следующим образом: советский народ, представители которого высоко ценят искусство, оставаясь верными ему даже во время войны и находя в нем поддержку и мотивацию, представители которого жертвуют всеми личными интересами и даже жизнями ради защиты Родины, не мог не победить в войне. Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.

Во-первых, отмечается, что по ночам, когда не было военных действий, советские солдаты собирались, чтобы послушать игру музыкантов. Вместо того чтобы в этот «короткий антракт войны» отдыхать и готовиться к предстоящим боям, воины слушали музыку, которая на самом деле подбадривала их. В предложении 51 отмечается, что звуки «сотен струн», «гобоев и труб» пели о том, что «победа придет». То, что «толпа слушателей только вздохнула», когда и последняя струна на скрипке Егорова порвалась, говорит о том, что солдаты действительно ценили музыку. Автор высказывает следующую мысль: тот народ, представители которого приобщены к искусству даже во время войны, представители которого в искусстве находили поддержку и побуждение к победе, не может не одолеть врага.


Во-вторых, в тексте демонстрируется истинный талант скрипача Егорова. Неслучайно в повествовании появляется образ Паганини, который «играл и на одной струне». Когда внимание Егорова, сказавшего о порванных струнах, солдаты обратили на факт о Паганини, в его сознании возникли мысли о невозможности сравнивать его и этого «великого музыканта». Однако в предложениях 21-22 отмечается, что Егорову все же удалось сыграть и с помощью всего одной струны. Игра Егорова была настолько сильной и эмоциональной, что, «казалось, разорвется, не выдержит сердце». И вот этого талантливый Егоров, чем-то похожий на великого Паганини, как отмечает автор, не делал попытки спрятаться от войны, сохранив свой талант, он, как и все, отправлялся в бои, защищая Родину. Неслучайно в предложениях 9-10 говорится о том, что музыканты-мужчины «устраивали концерты и спектакли» лишь ночью, днем они, как и другие бойцы, «рыли окопы и отбивали немецкие атаки». Смерть Егорова спустя два дня после последней игры на скрипке свидетельствует о том, что для него благополучие Родины было важнее собственного таланта. Автор приходит к такому выводу: народ, представители которого думали, прежде всего, об Отечестве, жертвуя собственными интересами, не мог не победить в войне.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста К.Г. Паустовского подчеркивает силу советского народа, представители которого отличались верностью искусству и самопожертвованием ради блага Родины, что было свидетельством того, что такой народ не мог не победить в войне.




Вариант 23 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «В языке художественной литературы слово не только передает смысл, но и эмоционально воздействует на читателя, делая его в какой-то мере соучастником событий» - учебник русского языка
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения сила искусства? (по тексту К.Г. Паустовского)