«Неполные предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего» - учебник русского языка


В одном из учебников русского языка есть утверждение, гласящее о том, что неполные предложения могут сделать высказывание более выразительным, передать настроение взволнованности «без ущерба для смысла». О чем же здесь говорится? Попробуем раскрыть смысл данного утверждения.

Использование неполных предложений характерно художественному стилю. Под неполными предложениями понимаются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения, легко восстанавливаемый из контекста. Уже из самого определения языкового явления видно, что использование неполных предложений в тексте не приносит смыслового ущерба, поскольку пропущенный член предложения с легкостью, без особых усилий восстанавливается читателем из контекста. Сокращение высказывания до минимума за счет неполных предложений связано со стремлением передать основную мысль как можно лаконичнее, используя небольшое количество языковых средств. Экономичность в художественном тексте не вредит ни смыслу, ни выразительности, наоборот, она оживляет текст, делает его более правдоподобным, подчеркивая свойственный реальной жизни разговорный стиль. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту Ю.Я. Яковлева.


Во-первых, проанализируем предложения 17-18: «И тут я решил пошутить. Просто пошутить, чтобы он пробкой выскочил из-под воды, отплевываясь и тяжело дыша». Первая часть второго сложного предложения является неполной, поскольку пропущены подлежащее («я») и часть сказуемого («решил»). Эти пропущенные члены предложения восстанавливаются из предыдущего предложения. Если бы рассказчик и во втором предложении использовал подлежащее и полностью употребил сказуемое, то автору не удалось бы передать внутренние терзания рассказчика. Неполное предложение помогает увидеть переживания героя, который пытался оправдать свой поступок желанием пошутить. Автор мог построить мысль рассказчика с помощью одного предложения, однако с помощью двух предложений обращается внимание на повторяющееся слово «пошутил», которое важно в раскрытии мотивов поступка рассказчика.

Во-вторых, рассмотрим предложения 49-50: «Это было год назад, но мне кажется, что это произошло сейчас. Здесь, в нашем городе, на нашей реке». Второе предложение является неполным, поскольку пропущены подлежащее («это») и сказуемое («произошло»). Эти пропущенные члены предложения восстанавливаются из предыдущего предложения. Здесь также можно было бы построить одно предложение, но автор реализует мысль с помощью двух предложений. Так обращается внимание на слово «сейчас», автор показывает, что именно рассказчик подразумевается под этим «сейчас». С помощью неполного предложения удается сделать высказывание более выразительным.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о справедливости утверждения, гласящего о том, что неполные предложения позволяют добиться выразительности высказывания и ярче и точнее передать чувства, не принося при этом смыслового ущерба.




Вариант 30 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Но какая-то боль накапливалась во мне, во мне нарывало чувство вины. Я думал, что этот нарыв прорвется, а он оказался вечным, неизлечимым» (по тексту Ю.Я. Яковлева)
  • 9.3. Как вы понимаете значение слова совесть? (по тексту Ю.Я. Яковлева)