9.2. «Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой. Над другими – сколько угодно. А над собой – нет. Юрка умел и делал это с удовольствием. Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам. Юрка просто пожимал плечами и начинал все сначала» (по тексту Е.В. Мурашовой)


В финале текста Е.В. Мурашовой выражена мысль о том, что Юрка был единственным в классе умеющим шутить не над окружающими, а над собой, что к неудачам, которые происходили в его жизни, он относился совершенно спокойно, начиная все заново. Смысл предложенной для анализа фразы можно объяснить так: мальчик с диагнозом ДЦП на инвалидной коляске обладал огромной силой воли, которая проявлялась в умении шутить над собой и не реагировать на оскорбления и насмешки со стороны других людей, а также в способности продолжать свой жизненный путь, несмотря на неудачи, к которым он относился как к опыту. Доказательства справедливости этой точки зрения можно найти, обратившись к примерам из текста.

В предложении 41 отмечается, что Юра Мальков отличался тем, что «смеялся и улыбался часто и хорошо». Причем смеяться герой мог даже над самим собой. Предложения 51-64 являются конкретным примером того, как Юрка смеется над самим собой. Идя по школьному коридору с помощью костылей, Мальков видит, что некоторые ребята его передразнивают. Вместо того чтобы обидеться, пожаловаться на них, попросить кого-то заступиться за него или придумать какой-нибудь план мести, мальчик начинает «передразнивать дразнильщиков», говоря им, что они пародируют его движения неправильно. Именно навыком смеяться над собой Юрка выделяется среди остальных школьников, которые привыкли шутить над другими людьми, боясь показаться при этом смешными сами. Это подчеркивается с помощью предложений 65-66. Те самые школьники, которые пытались посмеяться над новым учеником Юрой Мальковым, что, вероятнее всего, было для них весьма привычным явлением, в дальнейшем больше не передразнивали его, поскольку желали «умными казаться», а нравоучения мальчика о том, что они ошибочно передразнивают его, лишь смешили остальных ребят, ставя «дразнильщиков» в неловкое положение, которое было им непривычно.


Юра Мальков отличается и своим отношением к жизни. В 43 предложении указывается на то, что мальчик с рождения имеет диагноз ДЦП, также в тексте говорится о том, что передвигается он на инвалидной коляске или с помощью костылей, в предложении 51 говорится о том, что его походка была «ужасной». Однако ни болезнь, ни неудобства передвижения, ни передразнивания не мешают Юре Малькову радоваться жизни. Предложение 40, в котором говорится о том, что мальчик «часто и хорошо» «смеялся и улыбался», становится доказательством жизнерадостности Юрки. Он не жаловался на свою жизнь, не роптал на судьбу, которая преподнесла ему такое тяжелое и болезненное существование, он не был озлоблен на весь мир, наоборот, он пытался радоваться каждому дню и каждому событию, происходящему с ним.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста Е.В. Мурашовой заостряет внимание на силе характера инвалида Юры Малькова, который отличался от многих учеников тем, что умел смеяться над собой и невозмутимо относиться к трудностям, радуясь жизни.




Вариант 11 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства – экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность» - Л.А. Введенская
  • 9.3. В чем проявляется сила характера? (по тексту Е.В. Мурашовой)