9.2. «Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой. Над другими – сколько угодно. А над собой – нет. Юрка умел и делал это с удовольствием. Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам. Юрка просто пожимал плечами и начинал все сначала» (по тексту Е.В. Мурашовой)


Смысл приведенной фразы, которая завершает предложенный текст Е.В. Мурашовой, можно объяснить следующим образом: Юрка Мальков, в отличие от других учеников школы, которые умели шутить исключительно над другими ребятами, умел шутить над самим собой, что подчеркивает силу его характера. Противопоставляется Юра Мальков другим ученикам и тем, что он имел способность спокойно относиться к своим неудачам и продолжал идти вперед, несмотря ни на что. Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.

Во-первых, Юра Мальков, несмотря на свою болезнь, был человеком жизнерадостным и веселым. Повествователь отмечает, что «смеялся и улыбался Юра часто и хорошо». Об этом говорится в предложении №41. В предложениях №43-44 показано, что Юра почти сразу рассказал своим новым одноклассникам, чем и с какого времени он болеет. В тексте показано, что Юра Мальков, несмотря ни на какие трудности, продолжает идти вперед, радуясь собственной жизни и беря от нее только положительные эмоции. Болезнь ДЦП не стала причиной замкнутости Юры Малькова, он живет точно так же, как и все окружающие люди, радуясь жизни даже больше, чем остальные. Инвалидность не мешает Юре Малькову заводить друзей и получать удовольствие от жизни, этим он отличается от многих людей, которые имеют серьезные болезни. Юра Мальков не обвиняет судьбу в своих тяготах, он принимает жизнь такой, какой она есть, стремясь получать от нее только положительные эмоции.


Во-вторых, сила характера Юры Малькова проявлялась в том, что он умел шутить над самим собой. Он смеялся, когда видел различные поддразнивания, а также «передразнивал дразнильщиков». В предложениях №51-64 показано, как Юра Мальков передразнивает тех, кто иронизированно изображает его нелепую походку, когда он идет на костылях по коридору. Юра Мальков говорит своим «дразнильщикам», что они передразнивают его неправильно, что их движения совершенно не похожи на его движения. Автор показывает, что Юра Мальков обладает важной для сильной личности способностью смеяться над самим собой, чем не обладают те самые люди, которые передразнивали мальчика-инвалида. На последнее указывают предложения №65-66, где говорится о том, что после действий Юры Малькова «дразнильщики» больше не дразнили его, так как хотели «умными казаться». Здесь показано, что «дразнильщики» умеют только смеяться над другими людьми, они не хотят, чтобы другие люди смеялись над ними, потому что они не умеют смеяться над собой.

Способностью смеяться над собой Юра Мальков отличается от большинства школьников. Он способен постоять за себя, не желая мириться с подсмеиваниями над его болезнью со стороны других школьников.

Таким образом, финальная фраза текста Е.В. Мурашовой помогает понять его идею: Юра Мальков был по-настоящему сильной личностью, так как он, несмотря на болезнь, умел радоваться жизни и не обращать внимания на все проблемы и трудности, а также обладал способностью смеяться над собой, которой не обладали другие школьники.

С полным текстом Е.В. Мурашовой можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 2 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «В синтаксисе разговорного стиля реализуются общие свойства – экспрессивность, оценочность, стремление к экономии речевых средств, неподготовленность» - Л.А. Введенская
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения сила характера? (по тексту Е.В. Мурашовой)