9.2. «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона, то я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно» (по тексту К.Г. Паустовского)


Финал текста К.Г. Паустовского разъяснить можно так: автор, описывая найденную на чердаке шкатулку «добряка»-мастера Гальвестона и повествуя о том, как однажды ночью она зазвучала после «многолетнего сна», надеется на то, что в воображении читателей появится та самая картина, которая наблюдалась при проигрывании шкатулки. Убедиться в этой точке зрения можно, обратившись к примерам из самого текста.

Во-первых, когда герои обнаружили на чердаке деревянную черную музыкальную шкатулку, они предприняли попытки завести ее, однако она не звучала. Рассказчик признается: «Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена» (предложение 13). Неудачные попытки прослушать мелодии из найденной музыкальной шкатулки подчеркиваются в тексте неслучайно: читатель представляет удивление и восхищение героев, когда шкатулка все же однажды заиграла, хоть и сделала это самостоятельно и внезапно для жителей дома. Поэтому рассказчику было важно описать игру музыкальной шкатулки и реакцию на нее всех, кто стал свидетелем этого необычного явления. Автор использует прием контраста, когда показывает, что желание героев послушать музыкальную шкатулку не было реализовано из-за ее поломки и что герои все же услышали мелодии совершенно неожиданно для себя.


Во-вторых, автор убеждает воображение читателей работать и тогда, когда описывает предположение героев о том, кто такой «таинственный» Гальвестон и как он себя вел за работой. Рассказчик и другие жители дома пришли к выводу, что мастером был «веселый пожилой шотландец», который, трудясь, «насвистывал песенку» и говорил с создаваемыми предметами. В предложении 20 описывается предполагаемый героями «хриплый кашель» мастера Гальвестона, который он иногда издавал, когда курил трубку. Описывая создателя музыкальной шкатулки и даже его кашель, автор хочет, чтобы читатель запомнил этот образ.

В-третьих, в тексте наблюдается подробное описание событий той самой осенней ночи, когда в доме чудом заиграла «проснувшаяся после многолетнего сна» музыкальная шкатулка, о которой герои даже успели позабыть. Рассказчик признается, что «стеклянный переливающийся звон» напоминал удары маленьких молоточков по колокольчикам (предложение 25). Рассказчик отмечает, что, когда шкатулка только зазвучала, жители дома испугались, а Фунтик и вовсе «вскочил», с осторожностью поочередно поднимая уши (предложение 27). Автор подробно описывает все то, что было, когда заиграла музыкальная шкатулка, чтобы читатели могли представить все эти события в своей голове.

Подводя итоги ко всему сказанному, можно отметить, что смысл финала текста К.Г. Паустовского заключается в том, что автор, подробно описывая найденную героями музыкальную шкатулку, их предположения о том, каким был мастер Гальвестон, ночную игру шкатулки и поведение героев в этот момент, хотел, чтобы читатели вообразили все это в своем сознании, чтобы они представили все эти картины наяву.




Вариант 21 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления ее выразительности» - И.Б. Голуб
  • 9.3. Почему важно обладать воображением? (по тексту К.Г. Паустовского)