9.2. «Но мы мужественно встречали его удары, и экзамен прошёл блестяще» (по тексту К.Г. Паустовского)


Смысл приведенной фразы из текста К.Г. Паустовского можно объяснить следующим образом: испытывая стыд перед учителем латинского языка после «психологического опыта», гимназисты настолько серьезно отнеслись к изучению латинского языка, что смогли с успехом сдать экзамен, несмотря на то что Субоч на уроке был весьма требовательным. Ответственное отношение к изучению латыни, вызванное желанием искупить вину перед учителем, помогает ученикам с блеском сдать экзамен. Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.

Во-первых, на открытом уроке, куда были приглашены важные лица, учитель Субоч был весьма строг и суров с гимназистами, потому как хотел доказать окружающим, что он не заслуживает недоверия в свой адрес, что ученики действительно отлично знают латинский язык. В предложениях №62-63 говорится о том, что учитель придирался к гимназистам, что он пытался их «запутать и ошеломить». Автор показывает, что Субоч делал гимназистам всяческие «удары», справиться с которыми могли далеко не все ученики. Однако гимназистам удалось справиться с тяжелым «общественным экзаменом», поскольку они действительно серьезно относились к латинскому языку. В предложении №51 говорится о том, что день, когда Субоч поставил пятерки по латинскому языку абсолютно всем ученикам класса, стал памятным. Старания учеников и их работа на уроках, за которую они получали отличные оценки, демонстрировало «блистательное знание латыни», которое и помогло гимназистам с успехом сдать тяжелый экзамен.


Во-вторых, помогло сдать весьма трудный экзамен ученикам чувство стыда. Гимназисты стали ответственно относиться к латинскому языку после неприятного инцидента, который учащиеся обозначили «психологическим опытом», после которого Субоч устыдил учеников за то, что они «осмелились вести себя так недостойно на уроке самого великолепного из всех языков мира». Об этом свидетельствует предложение №31. Ученик класса, от лица которого ведется повествование, признался, что после устыдительной речи Субоча гимназисты «были подавлены тяжестью этих обвинений и картиной собственного ничтожества». На это указывает предложение №47. Рассказчик признается, что он и его одноклассники стали тщательно готовиться к урокам из чувства стыда, «стараясь загладить свою вину». Об этом говорит предложение №50. Автор показывает, что чувство стыда и желание загладить вину перед учителем не позволяют гимназистам не сдать экзамен. Они не хотят вновь подводить учителя, которого уже однажды расстроили, поэтому делают все возможное, чтобы не оплошать перед приглашенными на урок.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в предложенной для анализа фразе из текста К.Г. Паустовского говорится о том, что с блеском сдать экзамен гимназистам помогает знание латинского языка и ответственное отношение к нему, которые появились в результате чувства стыда и желания загладить вину перед учителем.

С полным текстом К.Г. Паустовского можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 23 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка, ведь назначение глагола – выражать само действие» - А.К. Югов
  • 9.3. Как Вы понимаете значение слова раскаяние? (по тексту К.Г. Паустовского)