9.1. «Образное сравнение состоит в частичном уподоблении двух предметов действительности. Сравниваемые предметы не идентичны, они только чем-то напоминают друг друга. Констатация их частичного тождества дает новое восприятие предмета» - А.Н. Мороховский

c


А.Н. Мороховский утверждал, что такое языковое явление, как сравнение, заключается в частичном уподоблении двух предметов, которые не идентичны между собой, а лишь кое в чем похожи друг на друга, что приводит к новому восприятию предмета. Что же имел в виду лингвист? Попробуем раскрыть смысл его высказывания.

Сравнение относится к тропам, то есть к специальным изобразительно-выразительным средствам языка, основанным на использовании слов в переносном значении. Под сравнением принято понимать троп, основанный на сопоставлении одного предмета, понятия или явления с другим. Сравнение имеет двучленную структуру: называются оба сравнивающихся между собой предмета или явления. Компоненты не идентичны, они обладают лишь одним или несколькими общими свойствами. Сравнивая два явления действительности между собой по какому-то общему свойству, использующий сравнение подчеркивает эти существенные признаки изображаемых предметов или явлений. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту М.М. Пришвина.


Во-первых, проанализируем предложение № 4, где говорится о том, что в заснеженной Москве, «как тигры по хребтам гор, везде ходили по крышам коты». Здесь коты, ходящие по московским крышам, сравниваются с передвигающимися по хребтам гор тиграми. Сравнение основывается не столько на том, что коты и тигры относятся к семейству кошачьих, сколько на количестве, поведении и месте обитания. Как в горах насчитывается большое количество тигров, так и на московских крышах расхаживает большое количество котов. Как и гордые и сильные тигры, которые чувствуют себя в горах весьма безопасно, так и коты в Москве не чувствуют особых угроз. Как и горные тигры перемещаются по снегу, так и коты во время «весны света» ходят по уже заснеженным крышам. М.М. Пришвин, сравнивая московских кошек с горными тиграми, акцентирует внимание на нескольких характеристиках.

Во-вторых, рассмотрим предложение № 36, где «большие матовые электрические фонари» сравниваются с «лунами». Здесь сравнение с луной основывается на таких свойствах, как форма, высота и способность светить. Как и полная луна, многие фонари имеют форму круга, а некоторые фонари, как и неполная луна, отражают только часть света, принимая форму полукруга. Луна находится на небе, а фонари расположены на несколько метров от земли, то есть тоже вверху. Человек видит фонари, поднимая голову вверх, как и смотря на луну. Вечером и в особенности ночью луна освещает землю, в то время как электрические фонари и созданы с целью освещения улиц. М.М. Пришвин, сравнивая фонари с луной, акцентирует внимание на свете, форме и высоте фонарей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: лингвист А.Н. Мороховский был прав, говоря о том, что сравнение основывается на частичном сопоставлении одного предмета, понятия или явления с другим, акцентируя внимание на каком-то общем свойстве обоих явлений или предметов.




Вариант 8 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Я им рассказывал то самое, что бывает в Москве весной света, как сейчас, и никто из них не догадывался, что моя волшебная Дриандия находится тут же, в Москве, и что так скоро за эту Дриандию мы все пойдем на войну» (по тексту М.М. Пришвина)
  • 9.3. Зачем человеку нужно воображение? (по тексту М.М. Пришвина)