9.1. «Образность в широком смысле этого слова, как живость, наглядность, красочность изображения, — неотъемлемый признак всякого вида искусства, образность речи — частное её проявление» - И.Б. Голуб


С высказыванием И.Б. Голуб о том, что образность присуща всем видам искусства, включая и литературу, нельзя не согласиться.

Когда человек смотрит на картину, он обращает внимание на те образы, которые изобразил художник. Без них невозможно понять авторский замысел. Как и в живописи или другом виде искусства, в речи должна быть образность. В сознании человека, который читает или слушает высказывание, должны создаваться определенные образы, позволяющие понять то, о чем идет речь. Литература полна оригинальности, она интересна людям, так как в ее основе лежит красочность и живость повествования. Писатель, изображая тот или иной эпизод, делает это с помощью таких средств, которые помогли бы сделать высказывание наглядным. Образность высказывания достигается с помощью многих средств выразительности, в частности с помощью различных тропов, в основе которых как раз-таки лежит образность, помогающая обратить внимание читателя на определенные элементы текста.

Для доказательства высказанной точки зрения можно обратиться к тексту К.Г. Паустовского.


Наглядность достигается при описании яра, в котором обитают нищие и обездоленные люди. Так, рассмотрим предложения 11 и 15: «Там блестело битое стекло, валялись ржавые тазы и рылись в мусоре собаки»; «Лачуги были слеплены из чего попало: ломаной фанеры, старой жести, разбитых ящиков, сидений от венских стульев, матраце, из которых торчали пружины». В обоих предложениях происходит перечисление. Автор довольно кратко и лаконично говорит о том, что было в том месте, где обитали низшие слои. В предложении 15 используется большое количество однородных дополнений, которые соединяются в единое целое и рисуют в сознании читателя определенную картину. Когда человек читает данные предложения, в его голове возникают образы, будто он видит описанное в живую или на картине. Это ощущение достигается как раз-таки благодаря образности речи.

Образность речи помогает увидеть не только окружающую обстановку, но и самих обездоленных людей, живущих в яре. Это «седая косматая старуха» с «единственным зубом» (предложение 19), «нищий с белыми глазами» (предложение 21), «лысый старик, торгующий зубочистками» (предложение 23), «босая девушка с землистым лицом», у которой «нога была обмотана тряпкой» (предложения 27, 29). Почти каждый житель яра описывается кратко и лаконично, однако у каждого из них есть свои отличительные особенности. Детали, которые использует автор при описании нищих людей, помогают обратить на их образы особое внимание. Читатель будто видит их воочию. Последовательность описания персонажей способствует тому, что читатель представляет, как лично проходит по яру мимо бедных людей.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать о том, что наглядностью обладает не только живопись, но и другие виды искусства, в частности литература, которая строится на образности: читатели, воспринимая авторский текст, рисуют в своей голове определенные картины, которые делают творчество наглядным и живым.

С полным текстом К.Г. Паустовского можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 34 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «Пойми, — сказал отец, — что эти люди на человеческое отношение отвечают такой преданностью, какую не найдёшь в нашем кругу. При чём же тут тяжёлые житейские впечатлания?» (по тексту К.Г. Паустовского)
  • 9.3. Как Вы понимаете значение выражения жизненный опыт? (по тексту К.Г. Паустовского)