«Однажды вечером, подготовляясь к завтрашнему уроку по проклятой фортификации...» (по тексту Куприна)
Одна из проблем, поставленная автором текста:
Проблема достижения успеха в освоении «трудного учебного предмета. (Что помогает человеку прийти к успеху в освоении сложных тем и предметов?)
Что помогает человеку прийти к успеху в освоении сложных тем и предметов? Именно над этой проблемой предлагает задуматься Александр Иванович Куприн, русский писатель, переводчик.
Размышляя над проблемой успеха в освоении сложных тем, автор рассказал о победе юнкера Александрова, который смог понять подход к изучению трудной дисциплины.
Автор вспоминает, как сосед Александрова, «благовоспитанный Прибиль» оказал юнкеру неоценимую услугу: он привел ему житейский пример, с помощью которого тот понял принцип изучения фортификации. Очень скоро Александров стал делать ощутимые успехи, а еще через некоторое время блестяще выполнил задание и получил высший балл. Спокойная уверенность помогла юнкеру не сделать ни одного ненужного движения, рука твердо вычерчивала все линии и размеры.
Большая победа так окрылила, вдохновила Александрова, что у него не возникало больше сомнений, что и остальное ему тоже по силам. Оценка в десять баллов вместо привычной единицы также помогла юнкеру в изучении остальных сложных тем, ведь теперь он убедился в том, что способен на большее.
Таким образом, автор приходит к выводу, что прийти к успеху в освоении сложных тем человеку помогает знание принципа их освоения. Немалую роль играет и уверенность: только поверив в себя, человек может достичь чего-то сложного. Примеры этому подтверждают многие литературные произведения.
Так, например, в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» мальчику не давался французский язык, потому что он столкнулся с ним впервые. До пятого класса он обучался в сельской школе, где такой предмет не изучали. Когда ученик начал получать сплошные двойки, его учительница Лидия Михайловна решила позаниматься с ним отдельно, чтобы поработать над произношением. Она терпеливо объясняла и показывала, какие артикуляционные процессы происходят в момент проговаривания того или иного звука. Поначалу многое не получалось, но учитель внушала веру в успех и показывала все сначала. В конце концов, мальчик смог освоить произношение, потому что понял принципы артикуляции. Его отметки улучшились и потому, что он стал чувствовать себя гораздо увереннее и у доски больше не заикался от смущения.
Поверив в первый успех, ученик осознал то, что может хорошо учиться: его спокойная уверенность помогла ему осваивать материал других дисциплин. Он проникся особенным вдохновением от своей победы, и у него все получалось как бы само собой.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, осваивая что-то новое и сложное, необходимо понять, в чем заключается принцип его изучения. Это, в свою очередь, сократит затраты времени в разы, позволит не механически зубрить, а понимать материал и приобретать навыки. Немалое значение имеет и уверенность человека в своих силах: если учащийся верит в свой успех, он обязательно его достигнет. Знающий, но неуверенный в себе ученик во многом проигрывает тому, кто уверен в собственных силах, потому что своим видом заставляет преподавателя сомневаться в своей компетентности.
Текст Куприна А.И.