«Одним из весьма действенных средств, усиливающих картинность и эмоциональность речи, является эпитет» - А.Г. Шалыгин (по тексту А.И. Куприна)


Известный русский лингвист А.Г. Шалыгин утверждал: «Одним из весьма действенных средств, усиливающих картинность и эмоциональность речи, является эпитет». Попробуем раскрыть смысл данного высказывания.

Под выразительностью можно понимать способность воздействовать на слушателя и читателя с помощью таких языковых особенностей, которые вызывают и поддерживают внимание и интерес, воздействуют на чувства и воображение, усиливают впечатление. Эпитет является одним из часто используемых лексических средств выразительности. Под эпитетом понимается образное определение, отмечающее существенную черту предмета речи. Эпитет – это троп, то есть специальное изобразительно-выразительное средство языка, основанное на использовании слов в переносном значении. Эпитеты украшают речь, озаряют ее, делают ее более поэтической, более красочной и выразительной. Эпитеты уточняют отличительные признаки предмета речи, усиливают и подчеркивают их, акцентируют на них внимание; наиболее точно и подробно передают отношение автора высказывания к предмету речи; выражают авторское восприятие явлений действительности. Посредством эпитетов автор высказывания стремится создать в сознании читателя определенный образ. Все эпитеты направлены на усиление выразительности и образности предметов речи, этим они отличаются от простых логических определений. Убедиться в этом можно с помощью обращения к конкретным примерам из текста А.И. Куприна.


Во-первых, проанализируем предложение 33, в котором говорится о том, что кошка Ю-ю во время «черных дней» пролежала «на голом полу снаружи, у самой двери, уткнув свой розовый носик в щель под дверью». Эпитет «черные дни» акцентирует читательское внимание на дни болезни мальчика Коли. Здесь выражено негативное отношение к этим дням и со стороны рассказчика, от лица которого ведется повествование, и со стороны А.И. Куприна, и со стороны самого мальчика Коли, и со стороны его матери и других родных и близких, и даже со стороны кошки Ю-ю. Автором с помощью эпитета подчеркиваются переживания кошки за жизнь и здоровье ее друга Коли.

Во-вторых, рассмотрим предложение 54, в котором говорится о том, что после исчезновения из дома Коли и его мамы кошка Ю-ю никогда не лежала на мягком кресле или диване, всегда возвращаясь в «темный, жесткий, холодный угол». Данные имена прилагательные являются не только логическими определениями, с помощью которых говорится о месте нахождения кошки, о котором говорится в предложении 53: «Жилье она себе выбрала опять на полу, в тесном закутке между письменном столом и тахтою». Они также являются эпитетами, акцентируя читательское внимание на том, какая была боль на душе Ю-ю после того, как «пропали» ее друзья Коля и его мама.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: известный лингвист А.Г. Шалыгин был прав, говоря о том, что эпитет считается одним из ярких средств выразительности, который, воздействуя на воображение, чувства и впечатления читателя, усиливает выразительность и образность предметов речи.




Вариант 14 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «До сих пор у меня осталась в сердце нежная привязанность к памяти Ю-ю за ее звериное сочувствие» (по тексту А.И. Куприна)
  • 9.3. Как вы понимаете значение слова преданность? (по тексту А.И. Куприна)