9.2. «Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». Но отчего-то застеснялся» (по тексту В.П. Крапивина)


Данными словами завершается весь текст В.П. Крапивина. Данная фраза выражает две мысли. Во-первых, мальчик Журка, рассматривавший книги, оставшиеся от дедушки, увидел, насколько они старинные. Герой представлял, что именно эти книги читали знаменитые люди. Он осознавал, что эти книги связывают его с прошлым и людьми этого прошлого. Описывающие картины реальной жизни и говорящие с Журкой на одном языке, что и с людьми прошлого, книги были для главного героя по-настоящему живыми. Во-вторых, у Журки были настолько искренние чувства, что он не мог выразить их словами, когда он разговаривал с мамой. Он боялся того, что мама не поймет его, если он скажет, что эти книги, которые физически не могут быть живыми, по его мнению, живые. Такое двоякое ощущение мальчика говорит о том, что книги оказали на Журку огромное впечатление.

Для доказательства высказанной точки зрения стоит обратиться к предложенному тексту.


Когда Журка начал рассматривать книги, которые дедушка, по словам матери героя, оставил специально для него, он увидел, что они были изданы очень давно. Встречались Журке книги 1789, 1819, 1853 годов. Автор уже показывает, что такие старинные книги заинтересовали Журку. Зашедшая в комнату мама героя увидела «обложенного книгами Журку» (предложение 38); это подчеркивает огромный интерес мальчика к книгам. В предложениях 46-53 показаны мысли Журки. Он представлял, что те книги, которые он сейчас держит в руках, читал сам Суворов или сам Пушкин. Журка считает книги живыми, потому что они рассказывают ему то же самое, что и людям, которые читали их несколько веков назад. Журка сравнивает оставленные дедушкой книги с людьми, что «за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад». Сравнение книг с людьми подчеркивает то, что Журка действительно считал книги чем-то одушевленным, живым. Держа в руках книги, которые читали люди прошлого, Журка вспоминал времена Бородинского сражения, времена, когда писали гусиным пером и дрались шпагами, времена, когда люди плавали на кораблях, стремясь открыть еще не изведанные острова. В повествовании подчеркивается, что жизнь прошлых поколений «приблизилась» к главному герою и «стала настоящей».

Подтверждая вторую мысль, выраженную предложенным для анализа высказыванием, обратимся к предложениям 45-46. В них говорится о том, что Журка не знал, как объяснить маме собственные впечатления и чувства от того, что перед ним лежат такие старинные книги. Он не мог объяснить «радостное замирание души». В предложении 55 вновь говорится о неспособности Журки передать все то, что у него было на душе, словами: «Мама, я не знаю…». Герой действительно боялся того, что мама не поймет, почему он называет неодушевленные книги живыми.

Подводя итоги, можно сказать о том, что финал текста выражает мысль о том, что книги, оставленные дедушкой, были для главного героя настолько ценными, что он считал их живыми, однако он не мог выразить свои чувства и мысли по этому поводу, потому что боялся быть непонятым.

С полным текстом В.П. Крапивина можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 30 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» - Е.В. Джанджакова
  • 9.3. Как Вы понимаете значение выражения драгоценные книги? (по тексту В.П. Крапивина)