9.2. «Она плакала сейчас, как маленькая девочка, — не стыдясь, не сдерживаясь, обильными слезами облегчения» (по тексту К.Г. Паустовского)


Текст К.Г. Паустовского завершается следующими словами: «Она плакала сейчас, как маленькая девочка, – не стыдясь, не сдерживаясь, обильными слезами облегчения». Данная фраза помогает выразить мысль о том, что Леля была настолько потрясена сообщением о том, что «Порутгаль», на котором должен был отправиться рассказчик, был атакован немцами, что не стала удерживать слез, когда увидела, что рассказчик остался жив. Если до этого Леля свои переживания по поводу решения рассказчика скрывала, то сейчас она не стала этого делать, а отдалась своим чувствам, плача так, будто она была маленькой девочкой. Осознав, что она может с легкостью потерять рассказчика, Леля поняла, что в их отношениях нет места ссорам и преждевременным прощаниям, которые были накануне, теперь она хотела выразить все то, что было у нее на душе. Увидев рассказчика целым и невредимым, Леля начала плакать «слезами облегчения», совершенно этого не стыдясь и никоим образом себя не сдерживая, потому как тот момент был для нее ключевым: именно тогда она осознала, насколько ей важен рассказчик, поняв, что ссора накануне могла стать последним, что осталось от него.

Для доказательства высказанной точки зрения по поводу смысла предложенной фразы стоит обратиться к самому тексту К.Г. Паустовскому.


В предложениях 25-32 показано, что Леля достаточно негативно отнеслась к тому, что рассказчик решил отправиться «бить баклуши в этом госпитальном плавучем салоне» (предложение 13), коим она считала пароход «Португаль». Героиня, поняв, что рассказчик не откажется от своей идеи, холодно попрощалась с рассказчиком и зло сказала ему больше не ходить за ней. Такое холодное и сдержанное поведение Лели говорит о том, что она сильно переживает, однако эти переживания она держит глубоко в себе, не открывая всех чувств рассказчику. Холодно прощаясь с рассказчиком, Леля еще не осознает, что эта встреча может быть для них последней.

Однако присущая накануне сдержанность сменилась тогда, когда Леля увидела перед собой рассказчика, которого уже считала погибшим. Узнав о том, что «Португаль», на котором так хотел отправиться рассказчик, был потоплен, она больше не могла сдерживать свои эмоции. Об этом говорят и бледное лицо Лели, и ее быстрая походка, похожая на бег (предложения 53-54). Когда Леля увидела героя, она не могла сдерживать свои эмоции, потому что она была рада тому, что он остался жив: «Господи! Он жив! Господи!» (предложения 58-60). «Полные слез глаза», о которых повествуется в предложении 65, говорят все сами за себя: Леля действительно переживала за рассказчика, причем ее переживания были не только внутренними, как это было ранее, но и внешними.

Подводя итоги, можно сказать о том, что финал текста К.Г. Паустовского выражает мысль о том, что Леля, осознавшая, насколько ей дорог рассказчик, больше не скрывала собственных чувств, как это было накануне, и рыдала, не стесняясь этого, потому как испытывала чувство облегчения, увидев, что рассказчик жив.

С полным текстом К.Г. Паустовского можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 35 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Эпитет обогащает содержание высказывания» - В.Д. Черняк
  • 9.3. Как Вы понимаете значение слова любовь? (по тексту К.Г. Паустовского)