9.2. «Она увидела в ней призвание» (по тексту Г.Н. Щербаковой)


Ближе к финалу текста Г.Н. Щербаковой выражена мысль о том, что Анна Семеновна заметила, что призвание Лены Шубниковой – учительство. Смысл представленного для анализа предложения разъяснить можно так: «старая учительница» стала единственной, кто, невзирая на шепелявость и плохую дикцию, из-за которых другие люди давали Лене совет найти другую работу, заметил учительское призвание героини, имеющей искреннее стремление стать учителем и возможность давать школьникам знания. Чтобы убедиться в данной точке зрения, можно обратиться к примерам из самого текста.

Во-первых, в тексте акцентируется внимание на желании Лены работать учителем. Героиня, как показано в предложении 9, с самого детства знала, кем хочет стать. Согласно предложениям 10-12, в то время как ее одноклассницы хотели стать артистками или певицами, Лена была единственной из класса, кто мечтал о педагогической деятельности. Автор подчеркивает, что у девочки «замирало сердце от этого желания». Лена думала о том, как ей удастся «приручить» «самый плохой класс», научив их великодушию. Г.Н. Щербакова выражает мысль о том, что именно благодаря желанию человек может стать отличным учителем, ведь без любви к педагогике и без любви к детям невозможно стать понимающим педагогом, который будет приносить пользу детям и всему обществу. Именно Анна Семеновна, согласно предложению 38, заметила стремление и мечту Лены, поняв, что призвание героини заключено в учительстве.


Во-вторых, Анна Семеновна одна из немногих, кто правильно понимал смысл педагогической деятельности. В предложениях 22-24 и 28-30 показано, что окружающие Лену Шубникову люди из-за ее шепелявости были уверены в том, что у нее не получится работать учителем: историк оценил знания героини на «три», что не позволило ей поступить в институт, коллеги из школы-интерната «уставали» от того, что дети высмеивали шепелявость героини. Все они предлагали ей найти другую работу: печь пироги или стать швеей, чтобы продавать сшитые вещи или пользоваться ими самой. Г.Н. Щербакова демонстрирует, что большинство людей в учительской деятельности считали важным то, как говорит человек, поэтому они не воспринимали всерьез Лену Шубникову, у которой была плохая дикция. Только Анна Семеновна была уверена в том, что для учителя важно не то, как говорить, а то, что говорить. В предложениях 42-43 показаны утверждения героини о том, что «логопед не поможет» тому педагогу, которому «нечего сказать», что его невозможно будет «научить говорить», в то время как речевая работа может привести к положительным результатам. Пожилая учительница заметила, что Лене было что сказать школьникам. Неслучайно в тексте подчеркивается, что в детстве Лена была умной и начитанной не по годам девочкой (предложения 6-7).

Таким образом, смысл предложения 39 заключается в том, что тем единственным, кто увидел, что призвание Шубниковой Лены – работа учителем, являлась Анна Семеновна, справедливо полагающая, что для удачной учительской деятельности важно не то, как говорит человек, а то, что он говорит и имеет ли он желание работать учителем.




Вариант 22 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Если станем рассматривать, в чем сходство синонимов, то найдем, что одно слово не объемлет никогда всей силы другого слова и что все сходство между ними состоит только в главной идеи» - Д.И. Фонвизин
  • 9.3. Что определяет выбор человеком жизненного пути? (по тексту Г.Н. Щербаковой)