9.2. «Она увидела в ней призвание» (по тексту Г.Н. Щербаковой)


«Она увидела в ней призвание». Смысл приведенной фразы из текста Г.Н. Щербаковой можно объяснить следующим образом: пожилая учительница Анна Семеновна была единственным человеком, который понял, что быть учителем – это призвание Лены Шубниковой. Анна Семеновна смогла увидеть искреннее желание Лены Шубниковой стать учителем, ее тяжелый путь, от которого она не отказывалась, ее способность мыслить и передавать знания окружающим людям. Анна Семеновна не посчитала проблемой шепелявость Лены Шубниковой, считая, что она не помешает ей стать хорошим учителем. Именно педагогическая деятельность была призванием Лены Шубниковой, несмотря на собственные сомнения и мнения большинства людей. Доказать данные рассуждения можно с помощью примеров из прочитанного текста.

На протяжении всего повествования подчеркивается, что Лена Шубникова хотела быть учителем. В предложении №11 отмечается, что от желания стать учительницей у Лены Шубниковой «замирало сердце». В предложениях №14-18 говорится о мечте героини: она хотела «приручить», «объединить» и научить великодушию «самый плохой класс, от которого все бы отказались». Ни преподаватель истории, который поставил Лене Шубниковой тройку, из-за чего она не смогла поступить в институт, ни коллеги-учителя из школы интерната не смогли увидеть важное для профессии учителя стремление заниматься педагогическим делом, которое было свойственно Лене Шубниковой. Все окружающие героиню люди говорили ей о том, что ей нужно сменить профессию, они давали ей совет печь пироги или пойти в швейный техникум, чтобы шить и для себя, и на продажу. Об этом свидетельствуют предложения №22-24 и №28-30. Анна Семеновна была единственной, кто увидел искреннее желание Лены Шубниковой быть учителем, без которого невозможно быть хорошим учителем. В предложении №38 говорится о том, что именно Анна Семеновна «увидела в ней то, что никто не видел: ее стремление, ее мечту, которые никакого отношения не могли иметь к шитью и кройке».


Анной Семеновной были высказаны важные мысли: главное, чтобы учителю было, что сказать. Говоря о том, что «нынешние учителя» «удивительно косноязычны», что им даже «логопед тут не поможет», Анна Семеновна выразила мысль о том, что хороший учитель может поработать над своей речью, но если учителю нечего сказать, то его «нельзя научить говорить». Об этом свидетельствуют предложения №40-46. Из этого следует, что Анна Семеновна увидела, что Лене Шубниковой было что сказать ученикам, поэтому она могла стать прекрасным учителем, несмотря на свою шепелявость, над которой, как считала Анна Семеновна, Лена должна работать.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предложенная для анализа фраза из текста Г.Н. Щербаковой помогает понять его идею: призванием Лены Шубниковой, несмотря на ее шепелявость, из-за которой многие окружающие люди не верили в нее и предлагали выбрать другое дело, было быть учителем, поскольку она имела искреннее желание к педагогической деятельности и умела мыслить, что очень важно для учителей.

С полным текстом Г.Н. Щербаковой можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 10 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Если станем рассматривать, в чём сходство синонимов, то найдём, что одно слово не объемлет никогда всей силы другого слова и что всё сходство между ними состоит только в главной идее» - Д.И. Фонвизин
  • 9.3. Как Вы понимаете значение слова призвание? (по тексту Г.Н. Щербаковой)