«Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и легким» - М.В. Панов


Советский и российский лингвист, литературовед, профессор, доктор филологических наук М.В. Панов утверждал: «Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и легким». О чем же говорится в данном высказывании? Попробуем раскрыть его смысл.

Орфографию в школьном курсе русского языка не принято выделять в виде отдельного раздела, поскольку орфография тесно переплетена с грамматикой и опирается на нее. Без грамматического контекста орфографические правила не «срабатывают». Под орфограммой понимают все места в слове, где возможна орфографическая ошибка, где звук слышится неясно, где пишется не так, как слышится, где при письме возникает трудность, где требуется применить правило или обратиться к словарю. Видя в словах текста орфограммы и зная орфографические правила, читатель обращает внимание не на то, как написаны слова, а на то, что они обозначают. То есть читатель, знающий орфографические правила, обращает внимание не на форму, а на содержание высказывания. Можно в этом убедиться, обратившись к тексту В.А. Сухомлинского.


Во-первых, проанализируем предложение 26: «Гусята выбежали на траву». Здесь наблюдается такая орфограмма, как проверяемые безударные гласные в корне слова. Знание орфографического правила о том, что безударные гласные в корне слова можно проверить изменением формы слова или подбором однокоренных слов, позволяет не задумываться о том, как правильно писать: «выбежали» или «выбижали», поскольку это слово можно проверить однокоренным словом «бег». Знание этого же орфографического правила позволяет не задумываться о том, как правильно писать: «траву» или «трову», поскольку это слово можно проверить изменением формы слова «травы». Воспринимая данное предложение, построенное по указанному выше орфографическому правилу, читатель обращает внимание не на форму и внешний вид слов, а на лексические значения слов и содержания, то есть на смысл, заложенный во всем предложении. Знания орфографических правил позволяет читателю не обращать внимания на присутствующие в словах орфограммы, сокращая время для прочтения и понимания смысла высказывания.

Во-вторых, рассмотрим предложения 6, 8 и 33, где используются следующие формы слова: «счастливы», «счастливая», «счастлива». Здесь наблюдается такая орфограмма, как непроизносимые согласные в корне слова. Здесь непроизносимая согласная встречается на стыке основы на «-ст» («счаст») и суффикса «-лив-». Непроизносимую согласную «т» можно встретить в однокоренном слове «счастье». Когда читатель, знающий указанное выше орфографическое правило, воспринимает данные предложения, он не обращает внимания на то, что буква «т» не произносится, он акцентирует свое внимание на том смысле, которое передается в предложении.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: известный лингвист М.В. Панов был прав, говоря о том, что видение в словах орфограмм и знание орфографических правил упрощает и убыстряет чтение, поскольку человек в первую очередь обращает внимание на смысловую, а не на форменную сторону высказывания.




Вариант 17 - сочинения 9.2. и 9.3.:

  • 9.2. «…если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует» (по тексту В.А. Сухомлинского)
  • 9.3. Как вы понимаете значение выражения материнская любовь? (по тексту В.А. Сухомлинского)