9.3. Почему людям важно понимать друг друга? (по тексту В.П. Крапивина)


Под взаимопониманием можно понимать умение и желание понимать, не только слушать, но и слышать друг друга. Взаимопонимание – это важный социальный навык, которому учат людей с раннего детства. Почему же людям важно понимать друг друга? Чтобы слышали и понимали тебя, нужно слышать и понимать и тебе. Ни одни нормальные взаимоотношения между людьми, какого бы характера они ни были, не смогут долго существовать, если взаимопонимание будет отсутствовать. Взаимопонимание учит понимать причины поступков окружающих, помогает избавляться от таких качеств, как эгоизм и горделивость, способствует тому, что человек обращает внимание не только на собственные проблемы, но и на трудности окружающих людей, что положительно сказывается на развитии всего общества.

Чтобы удостовериться в этой точке зрения, можно обратиться к тексту В.П. Крапивина и к читательскому опыту.


В тексте В.П. Крапивина выражается мысль о том, что между Генкой и его отцом отсутствует взаимопонимание. Отец мальчика, нечасто появляясь дома из-за работы, не понимает, что Генка нуждается в его внимании. Он с неохотой обращается с сыном, предпочитая чтение книги. Упрек в адрес Генки в том, что после школы он садится не за уроки, а за чтение книги про шпионов, а также веление показать ему дневник демонстрируют, что отец Генки считает, что его обязанность как отца заключается в проверке дневника и в отчитывании его за неверные поступки, он не пытается наладить общий язык с сыном, повеселиться вместе с ним, поговорить по душам. Герой не понимает ни того, что, пока Генка еще ребенок, он нуждается во внимании и участии, ни того, что Генка в силу возраста хочет развлекаться и читать книги, которые ему нравятся. Вместо того чтобы вместе провести время за прочтением любимой книги Генки, его отец только рушит взаимоотношения. Тяготясь отсутствием внимания и взаимопонимания, Генка мечтает о совместной поездке в тайгу, где работает его отец, рассчитывая на то, что там им удастся сблизиться и научиться понимать друг друга, чтобы получать удовольствие от детско-родительского общения.

Проблема взаимопонимания поднимается и в рассказе И.А. Бунина «Цифры». Дядя-рассказчик, отказавшись учить с племянником цифры по причине того, что ему было лень идти за необходимыми канцтоварами, не понял детское желание Жени познавать окружающий мир. Не обращая внимания на особенности мышления ребенка, герой смотрел на происходящую ситуацию глазами взрослого человека. Ссора между рассказчиком и его племянником, которая фактически возникла из-за мелочи, демонстрирует, что тогда между ними не было взаимопонимания. Только спустя время дядя-рассказчик, повествуя своему повзрослевшему племяннику о том, что случилось в его детстве, раскаивается в ошибочном поступке и с пониманием относится к тем чувствам, которые испытывал тогда Женя. Время и постоянное обращение к произошедшему пошло рассказчику на пользу, он стал внимательнее к другим людям, стал более понимающим человеком.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что взаимопонимание важно в обществе и в отношениях между отдельными людьми, потому что только понимание друг друга позволяет сохранять и развивать отношения.




Вариант 32 - сочинения 9.1. и 9.2.:

  • 9.1. «Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами» - Г.Г. Граник
  • 9.2. «И казалось Генке, что там, вдвоем с отцом, они будут ближе друг другу» (по тексту В.П. Крапивина)