9.3. Почему всегда нужно говорить правду? (по тексту М.М. Зощенко)


Нравственный выбор – это жизненная ситуация, в которой оказывается человек, когда перед ним стоят несколько путей, среди которых он должен выбрать один. Выбор является нравственным, когда из возможных путей один – путь нравственности, а другой – путь безнравственности. Как правило, путь безнравственности самому человеку приносит выгоду, однако всем остальным людям он приносит негативные последствия. Человеку приходится выбирать: поступить неправильно, но достичь собственных целей или поступить правильно, не получив при этом желаемого. Когда человек обманывает кого-то, он, желая сделать лучше для самого себя, совершает безнравственный поступок, еще не осознавая, что ложь может принести человеку только негативные эмоции. Поэтому важно, чтобы человек осознавал, что, когда он находится перед нравственным выбором, он должен понимать последствия всех возможных вариантов.

Проблема нравственного выбора поднимается в тексте М.М. Зощенко. Получив единицу за невыученное стихотворение и услышав от своей сестры Лели, что за единицу он вряд ли получит от отца фотоаппарат (предложения 3, 8), рассказчик сначала и не думал врать: он оставил свой дневник в парке совершенно случайно. И этот факт сначала огорчил рассказчика, а затем обрадовал (предложение 16). Автор показывает, что рассказчик, который оказался перед нравственным выбором – рассказать отцу о плохой отметке и не получить фотоаппарат или не рассказывать отцу о плохой отметке и получить фотоаппарат – выбирает второй вариант. И если первый дневник мальчик теряет не специально, то второй дневник рассказчик прячет на школьный шкаф также осознанно, как и залепляет единицу в третьем дневнике, чтобы о ней не узнал папа. Автор показывает, что мальчик выбирает безнравственный путь, чтобы получить желанный фотоаппарат. Неизвестно, рассказал бы мальчик правду своему отцу, если бы тот сам не узнал правду. Однако чувства стыда за совершенный поступок помогли рассказчику встать на истинный путь: он пообещал себе никогда больше не обманывать.


Поднятая в тексте проблема находит отражение во многих литературных произведениях. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» раскрывается образ честного и нравственно чистого Иешуа Га-Ноцри. Когда герой оказывается на допросе у прокуратора Иудеи, он оказывается перед нравственным выбором: соврать Понтию Пилату и сказать, что он никогда ничего не говорил про власть, или сказать прокуратору правду. Понтий Пилат, который неравнодушно отнесся к Иешуа Га-Ноцри, попытался намекнуть ему, чтобы он соврал, не признаваясь в том, что говорил тех слов, в которых его обвиняют. Однако Иешуа Га-Ноцри даже не думал о том, чтобы обманывать других людей, потому что для него обман других – это обман самого себя. Иешуа Га-Ноцри не хотел лгать, поэтому честно признался в том, что он говорил Иуде из Кириафе, даже еще раз высказал все свои мысли о власти, но уже Понтию Пилату. М.А. Булгаков, показывая, что Иешуа Га-Ноцри выбрал нравственный путь, сказав правду, выразил мысль о том, что человек, который говорит правду, независимо от внешних обстоятельств, заслуживает уважения.

Таким образом, человек, оказавшийся перед нравственным выбором, должен думать о последствиях возможных путей, должен выбирать правильный путь, даже если он намного тяжелее пути безнравственности.

С полным текстом М.М. Зощенко можно ознакомиться по ссылке.




Вариант 20 - сочинения 9.1. и 9.3.:

  • 9.1. «Повествование от первого лица обеспечивает читателю близость с главным героем, оно сосредоточено на описании внутренней жизни персонажа» - C.С. Лихачев
  • 9.2. «И дал себе слово говорить только правду. И я действительно так всегда и делаю, хотя это иногда бывает очень трудно, но зато у меня на сердце весело и спокойно» (по тексту М.М. Зощенко)